ИСТОРИЯ МАСКИ, МОДЫ, КУКЛЫ И КОСТЮМА
История костюма История русского театра Куклы и сцена Маски и театр
А Б В Г Д Е Ж З И К Л М Н О П Р С Т У Ф Х Ц Ч Ш Э Ю Я

Театрики-ящики Вертеп


В некоторых театриках XIX века (особенно это было свойственно польским шопкам) проявилось желание наделить куклу жестом. Для этого руки стали вырезать отдельно и приделывать к ним тонкие проволочки управления. Но жест чаще всего делала только одна кукольная рука, и жестикулировали далеко не все персонажи, а лишь несколько (например, Смерть размахивала косой, а Запорожец — булавой). В некоторых театрах голову Ирода вырезали отдельно — и она могла слететь с плеч от удара косы Смерти. Но основным признаком этого театра было упрощение, схематизация движения. Широко применялся прием перемещения группы кукол с помощью одного стержня. Пастух мог вести двух овечек, прикрепленных к нему проволочками. Выходили единой группой, управляемой одним стержнем, волхвы. На сцену могла выкатиться пушка с «пушкарем» — пушка то палила в честь новорожденного, то заключала своей стрельбой представление. Часто в начале и в конце представления выходила кукла с торбой или лукошком и просила зрителей дать на свечки или отблагодарить актеров.

Исполнители этих рождественских представлений не были профессионалами. В Варшаве шопкой занимались плотники, печники, штукатуры, маляры и т. д. Она давала заработок остающимся на зиму без работы. В украинских и белорусских деревнях этим занимались крестьяне, а в городах — любители из мещан.

В течение года рождественские театрики-ящики вместе с комплектом кукол хранились где-нибудь на чердаке, в чулане или сарае. Ходили с ними с 25 декабря в течение святочной недели, а иногда и дольше — до начала Великого Поста, но после святочной недели показывать религиозную часть запрещалось, играли только светскую часть.



Накануне Рождества владелец театрика вытаскивал свое театральное имущество, подновлял, подправлял его, сколачивал труппу из любителей, и в течение праздничной недели (а случалось, как уже говорилось, и дольше, до конца Масленицы) эта компания, поставив ящик на санки, возила его по улицам, стучась в дома и предлагая свое представление (после Святок ездили по ярмаркам и гуляньям). Вертепщиков, шопкажей или батлеечников охотно приглашали в дом. Ящик ставили на скамейку — и спектакль начинался.

Хозяин театра обычно говорил текст и водил кукол. У него мог быть кукловод-помощник. Еще несколько «хористов» распевали рождественские песнопения («коляды» — по-украински, «коленды» — по-польски). А если в труппу входил музыкант, то он сопровождал пение и пляски игрой на своем инструменте — это могла быть скрипка, бандура, гармошка. Хористами часто выступали мальчишки, певшие в церкви на клиросе и знавшие наизусть мелодии и слова рождественских псалмов.

Представление длилось около часа, а то и меньше, актеры получали угощение и плату, благодарили хозяев и снова везли на санках свой театр, стучась в окна и двери и громко спрашивая: «Не угодно ли посмотреть вертеп?»

Воспоминания о Вертепе →



При использовании представленных на сайте материалов линк на наш проект «Мода и история театра» приветствуется! Размещенные на сайте статьи являются компиляцией множества справочных и литературных источников. Сотрудники проекта уважают права авторов и размещают тексты с разрешения правообладателей. Если найдете ошибку в статьях или дизайне, просьба сообщить .





Copyright 2011-2017 © SBL