История моды маски куклы костюма

Польский театр Шопка

По сравнению с «презепио», то есть с первоначальной формой этого театра, пьеса славянского рождественского представления в ящике-театре сюжетно разрослась. Кроме эпизода поклонения младенцу, она охватывает ряд событий, последовавших, по евангельским рассказам, вслед за рождением Иисуса и до смерти царя Ирода (Евангелие от Матфея), причем смерть Ирода представляется как расплата за избиение младенцев, и после нее начиналось «веселие» – дивертисмент, состоявший из бытовых и танцевальных номеров. Набор этих развлекательных сценок никак не был связан со Священным писанием и свободно варьировался в разных областях и у разных народов.

К настоящему времени рождественские представления полностью ушли из народной жизни. Сохранились лишь их литературные описания, в нескольких музеях – куклы, театральные ящики, да в Кракове на Рождество польские народные умельцы показывают сделанные ими шопки, однако представлений в них не играют.

Шопки копируют архитектуру польского католического храма – костёла. Украинские вертепы и белорусские батлейки внешне попроще, похожи на двухэтажный домик с крышей коньком. Сцена вертепного театра чаще всего состояла из двух ярусов: в верхнем показывали поклонение новорожденному Иисусу, в нижнем – эпизоды с Иродом, после смерти которого следовала светская часть представления. В украинских вертепах появился даже герой этой светской части – Запорожец, кукла которого делалась крупнее остальных (по характеру Запорожец похож на Петрушку, он безжалостно опускает свою булаву на головы встречающихся с ним персонажей – поляка, москаля, еврея, цыгана и др.). Декораций в рождественском театре не было; на верхней сцене ставили лишь ясли, а на нижней – трон Ирода. В тех же случаях, когда вертепный театр делался одноярусным, ясли помещали в правом углу сцены, после окончания картин поклонения их задергивали занавеской.

Под каждой сценой находилось полое пространство, закрытое со стороны публики доской или заклеенное бумагой (в одноэтажных ящиках часто прикрытое опущенной вниз передней стенкой), но открытое со стороны актеров. В полу каждой сцены пропилена продольная щель, в которую просовывали стержень куклы. Стержень спускался в полое пространство, и кукловод, держа его пальцами, вел куклу вдоль сцены. Для того чтобы щели были не очень заметны, пол сцены затягивали шкуркой – заячьей или какой-нибудь другой. Иногда цвету меха придавали символическое значение: верхняя сцена затягивалась белой шкуркой, нижняя – черной. Этим, вероятно, выражалась разница в отношении к персонажам верхней и нижней сцены. Размеры ящиков составляли около полутора метров в высоту, около метра в ширину и около полуметра в глубину. Освещались сцены маленькими свечками.

Куклы были элементарно простыми. Изготавливали их сами владельцы ящиков. В украинском вертепе у кукол даже не было рук – к деревянному чурбанчику прикалывалась тряпочка-плащ, а сверху едва намечались контуры головы (лицо часто было лишь нарисовано угольком), чурбанчик насаживался на гвоздь или спицу.

Движение кукол, таким образом, очень ограниченно: они скользят вдоль сцены, могут поклониться, лечь (в одном из описаний говорится, что Рахиль молит Ирода сохранить жизнь ее дитяти, лежа на полу у его трона), могут слегка подпрыгивать. Но нельзя не обратить внимание на то, как точно выполняют
куклы пластические требования этого театра, как безупречно решают его задачи, как точно соответствуют его нуждам. Ведь главное действие религиозной части – поклонение: и куклы выполняют его замечательно, в буквальном смысле этого слова. Основное действие второй части сводится к танцам разных народов, и куклы великолепно передают ритм танца, подпрыгивая и скользя вдоль сцены.

Далее ► Театрики-ящики Вертеп

Главная ► Мода и история театра