ИСТОРИЯ МАСКИ, МОДЫ, КУКЛЫ И КОСТЮМА
История костюма История русского театра Куклы и сцена Маски и театр
А Б В Г Д Е Ж З И К Л М Н О П Р С Т У Ф Х Ц Ч Ш Э Ю Я

Кукольные представления


Далее Н. Я. Симонович-Ефимова рассказывает о кукольном театре Степана Кузьмича Булынкина:

Сокольники летом. Густенная толпа мужчин, баб и ребятишек теснится спереди «Кукольного театра». Петрушка только вылез над стеной, а все довольны. Ударил палкой — успех. И вдруг он полил из закоптелого чайника водой в рваный картуз, который держит другая кукла, а потом отшвырнул картуз далеко в толпу, обрызгал многих, — довольны все неимоверно. И скрылся. Но зато железная ржавая дверь этого холщового в заплатах театра тотчас открылась, и вышел широкоскулый, худощавый, в чистой рубахе с серебряным поясом молодец с троечным колоколом в руке, и давай звонить и выкрикивать необыкновенно энергично: «Начинаем, начинаем, граждане, кто имеет желание, касса, не задерживай».

Театр в сто пятьдесят мест мигом наполняется, огненно-ржавая дверь закрывается, ее сторожить становится женщина. Она время от времени обходит кругом театра, не проковыривает ли мальчишка пальцем, а у кого ножик — ножичком, дырку в холщовой стене, чтобы видеть задаром. Программа кукольного представления, выписанная аккуратно на холсте, висит снаружи:

I. МАРИОНЕТКИ

1. Выход Пимперли с приветом.
2. Жонглирование тазами.
3. Баланс лестницы.
4. Выход балансера с колесом.
5. Чудо гибкости, «каучук в обруче».
6. Пинетти, заколдованные руки и ноги.
7. Великан Али-Гассан.
8. Танец кавказских карликов.
9. Староста гуляет (сценка).
10. Пьеро и повар.
11. Воздушное путешествие Полишинеля.

II. ФОКУСЫ

III. РУССКИЙ ПЕТРУШКА

Голоса кукол доносятся ясно сквозь туго натянутую, обработанную дождями и временем парусину. Внутри—марионетки (марионетки, не петрушки) выходят и уходят в углубленной своей сцене на фоне синего зимнего пейзажа. Марионетки исполняют аккуратно то, что и объявлено; пьес... нет — это «выходы» циркового характера. Куклы проделывают все очень мило, и публика довольна.



В этом театре играет Степан Кузьмич Булынкин. Он, так же как и Зайцева, один справляется за всех марионеток; окончив на сцене, тотчас выходит «на раус» (просто становится на опрокинутую бочку и высовывает руку с куклой наружу через дыру в холсте). Окончив «на раусе», идет зазывать публику в открытые двери, с колоколом в руке — так весь день до одиннадцати часов ночи, до четырнадцати сеансов в день.

Во время действия на сцене вертит сбоку старинную шарманку мальчик в новой рубахе; он одной рукой вертит, а другой подкладывает в рот семечки и время от времени подает реплики Петрушке детским наивным голосом.

Из кукол, которыми он действует, очень хороши: марионетки с лестницей и Пьеро, увозящий на тачке повара. И у него есть кукла с двумя лицами. и «староста». Особенным, таинственным, ласковым голосом говорят все кукольники: «Вот это сельский староста». Он всегда с седой длинной бородой, часто в итальянской широкополой шляпе, в итальянском плаще; иногда одет русским дедом и танцует вприсядку.

Марионетки после революции →


При использовании представленных на сайте материалов линк на наш проект «Мода и история театра» приветствуется! Размещенные на сайте статьи являются компиляцией множества справочных и литературных источников. Сотрудники проекта уважают права авторов и размещают тексты с разрешения правообладателей. Если найдете ошибку в статьях или дизайне, просьба сообщить .





Copyright 2011-2017 © SBL