ИСТОРИЯ МАСКИ, МОДЫ, КУКЛЫ И КОСТЮМА
История костюма История русского театра Куклы и сцена Маски и театр
А Б В Г Д Е Ж З И К Л М Н О П Р С Т У Ф Х Ц Ч Ш Э Ю Я

Чанчес, герой льежских представлений


Рыцарские романы никогда не переделывают для сцены. Кукольник пересказывает их приключения, переходя от повествования к диалогу, от диалога — к действию. Иногда, желая ускорить развитие интриги и опустить один из ее зигзагов, он вкладывает необходимые объяснения в уста местного комического героя Чанчеса. Но, несмотря на всяческие усилия, пьеса получается очень длинной, ее играют циклом представлений. Так, история сыновей Эймона занимает 30 дней.

Мы упомянули имя народного героя льежских представлений Чанчеса. Он заслуживает того, чтобы познакомиться с ним поближе. Чанчес — это валлонское произношение имени «Франсуа» (а это имя одновременно значит и «француз»). Чанчес говорит по-валлонски. Это типичный льежец, олицетворяющий юмор этого края, он прирожденный плут и зубоскал. Чанчес низкого звания — сын крестьянина. В его одежде соединились городские и деревенские признаки: тяжелые деревянные башмаки «сабо», производящие ужасный шум на сцене, крестьянские штаны и длинная рабочая синяя блуза, на ногах белые чулки, а на голове — цилиндр.

Чанчесу принадлежит роль ведущего, разговаривающего с публикой. Он выходит перед каждым представлением и объявляет программу вечера. Например: «Сейчас мы вам покажем продолжение «Четырех сыновей Эймона»,— и добавляет: — Не забудьте, что завтра мы продолжим эту же историю, в среду, как всегда, будет перерыв, а через две недели мы начнем «Двенадцать пэров Франции». Чанчес может предупредить публику о скором появлении на сцене новых кукол. Новые «актеры» всегда вызывают любопытство зрителей, подобные дебюты собирают особенно много публики.

У этого героя есть двойник — иногда на сцену выходит пара Чанчесов. Есть у него и жена, сварливая мегера и пьянчужка по имени Нанесс. Чанчес часто с ней ссорится, их семейные распри очень потешают публику. Чанчес запросто разговаривает с высокопоставленными особами, дает советы самому Карлу Великому, он вмешивается во все и все высмеивает. В этом традиционном персонаже больше всего проявляется импровизационный дар и юмор кукольника.



Есть у Чанчеса очень важная обязанность: он убирает «трупы» после битвы. Выполняет он эту неприятную работу с прибаутками. Помогает ему двойник, который необходим, если нужно унести поверженного в бою полководца (Чанчесы — самые маленькие куклы в комплекте, едва достигают 20 см). Но если на сцене лежит великан, то и двум куклам с ним не справиться. Тогда Чанчес обращается к кукольнику: «Эй, приятель, вон на дороге валяется толстая ель, поваленная ветром (намек на то, что куклы деревянные, часто вырезаются из ели). Помоги-ка поднять это бревно!» С неба спускается человеческая рука, которая кажется чудовищно огромной, берет металлический прут великана и ставит его на ноги. Но великан начинает наклоняться — вот-вот снова рухнет на пол. Один из Чанчесов кричит другому: «Берегись, он падает!» Второй отвечает: «Сейчас я его подопру!» — и упирается головой в падающего (напомним, что у этих веселых могильщиков руки не управляются, они свисают и болтаются по бокам). Маленьких рыцарей Чанчесы убирают более простым способом: они футболят их за кулисы пинками своих сабо.

Чанчесы, кукольные персонажи-двойники →



При использовании представленных на сайте материалов линк на наш проект «Мода и история театра» приветствуется! Размещенные на сайте статьи являются компиляцией множества справочных и литературных источников. Сотрудники проекта уважают права авторов и размещают тексты с разрешения правообладателей. Если найдете ошибку в статьях или дизайне, просьба сообщить .

Великие женщины XX века





Copyright 2011-2017 © SBL