ИСТОРИЯ МАСКИ, МОДЫ, КУКЛЫ И КОСТЮМА
История костюма История русского театра Куклы и сцена Маски и театр
А Б В Г Д Е Ж З И К Л М Н О П Р С Т У Ф Х Ц Ч Ш Э Ю Я

История кукольников Америки


Технику кукольных представлений, опираясь на американские газетные объявления, выяснить трудно. О типах кукол можно только догадываться по аналогии с европейскими: это были, скорее всего, марионетки и перчаточные куклы. А перечисление сцен, подобных «морскому сражению», «виду на море с проплывающими кораблями», «дворцовому приему с участием двадцати восьми кукол» и т. п., говорит о технике, соответствующей последнему этапу французских крешей, которую в России называли «механическим театром». Приглашения же полюбоваться видами городов, английских парков и замков указывают на технику панорам, косморам, или по-русски — райков.

К концу XVIII века входят в моду теневые представления. Как и в Европе, их называют «китайскими тенями» и показывают те же сценки, которые можно было увидеть на европейских ярмарках: «Сломанный мост», «Охота на диких уток», «Удачная рыбная ловля», «Робинзон Крузо», «Крестьянка, танцующая джигу» и т. п. Мода на теневой театр была так велика, что на его сцену-экран выходил даже мистер Панч. Но особенно эффектны были сценки различных иллюминаций, пожаров, фейерверков — они неизменно вызывали интерес зрителей.



В годы войны за независимость (1775—1783) колонистам было не до кукольного театра. Во всяком случае объявлений в газетах о кукольных представлениях за этот военный период не появлялось. Но, добившись независимости, жители нового заокеанского государства возвращаются к мирной жизни; их досуг заполняют развлечения мирного времени. И снова в газетах появляются анонсы о кукольных спектаклях. В них все чаще упоминается имя Панча. Впервые оно вписалось в объявления американских газет в 1738 году. В спектаклях, о которых сообщалось в 1742 году, Панч вел диалог с супругой Джоан и, видимо, как-то вклинивался в действие кукольных пьес или подключался к ним, наподобие финала спектакля «Слуга, или Злосчастный брак». Поскольку эти пьесы исполнялись, как правило, марионетками, то и являвшийся в них Панч был, видимо, куклой на нитках.

В конце XVIII столетия по Америке начинают бродить актеры с портативными уличными ширмами, на которых Панч выступает в виде перчаточной куклы. Распространение перчаточных кукол, надо полагать, связано с новым большим притоком британских эмигрантов. После войны за независимость и отделения американской колонии от британской короны за океан хлынула новая волна переселенцев. Среди них плыли за океан и полунищие уличные кукольники, влекомые надеждой разбогатеть.

О том, что показывали на американской кукольной ширме в начале XIX века, косвенно свидетельствует детская книжка Уильяма Чарльза «Визит Пага к мистеру Панчу». Она была издана в Филадельфии в 1821 году. Паг — это обезьяна, сосед мистера Панча. Герой посылает свою собаку Тоусера пригласить Пага в гости. Паг приходит. Супруга мистера Панча подает обильное угощение. После ужина все укладываются спать. Ночью Паг встает и решает примерить костюм хозяина. В это время просыпается миссис Панч. Она так очарована Пагом в одеждах Панча, что убегает с ним из дому. Просыпается и мистер Панч. Не найдя жены, спешит к соседу и... застает там парочку, танцующую менуэт.

Театр Панча кукольников Америки →



При использовании представленных на сайте материалов линк на наш проект «Мода и история театра» приветствуется! Размещенные на сайте статьи являются компиляцией множества справочных и литературных источников. Сотрудники проекта уважают права авторов и размещают тексты с разрешения правообладателей. Если найдете ошибку в статьях или дизайне, просьба сообщить .

Великие женщины XX века




Copyright 2011-2017 © SBL