ИСТОРИЯ МАСКИ, МОДЫ, КУКЛЫ И КОСТЮМА
История костюма История русского театра Куклы и сцена Маски и театр
А Б В Г Д Е Ж З И К Л М Н О П Р С Т У Ф Х Ц Ч Ш Э Ю Я

Механический театр Сизова


Воспоминания о механическом театре Василия Яковлевича Сизова со слов И. А. Зайцева записала Н. Я. Симонович-Ефимова.

Сизов был кукольник и изобретатель. Свой большой «Механический театр» со множеством фигур сделал сам. Он был простым плотником из Владимирской губернии, но, очутившись в Москве и полюбив кукольный театр, оказался и механиком, и художником. Обыкновенно фигуры «механических театров» вырезались из жести, были плоскими; Василий Иванович делал их из дерева, круглыми и с сочленениями.

Театр Сизова был огромный; зрительный зал — аршин сорок длины. Это на Болоте, где тогда тоже происходили гулянья. У него было большое количество постановок со множеством фигур (четыре огромных ящика) — «Погребение папы римского», «Въезд шаха персидского», «Переправа русских войск через Дунай». В этой последней корабли, волны, им самим расписанные. Одна из сцен называлась «кавалерия вплавь, а пехота на лодках». Тут были лошади, войска. Погребение папы римского начиналось так: фонарщик приходил зажигать на полутемной улице фонари один за другим. Он подходил к каждому по очереди и зажигал огонек (восковые свечки). Являлась процессия: священники, монахи, миряне с хоругвями, потом показывается красный балдахин и под ним кресло, в котором сидел умерший папа. Потом шли офицеры, пешие, конные.



Были еще у Сизова сцены быстрого действия: мельница вертится, возле навалены мешки с мукой; вор подкрадывается, хватает мешок и убегает. Выскакивает белый мельник, догоняет вора, бьет его палкой, тот в свою очередь колотит мельника мешком; летит мучная пыль; дерутся. Еще сцена: женщина догоняет свинью, хватает ее за хвост — борьба. Свинья вырывается, хвост остается у женщины в руке. Кузнецы ковали, раздували горн, сгибаясь в бедрах и в плечах. Пожарные тушили пожар.

Из воспоминаний Я. М. Бромфейна.

В 1890 году в Одессу приехал немец и привез механический театр. Показывал он «бостон» — это уличная жизнь города. Чтобы узнать, как это делается, я подходил к балагану... и просил принять меня на работу. Хозяин отвечал, что ему служащие не нужны. Я был послушным мальчиком, я за все хватался, я старался влезть в это дело. Наконец немцы позволили крутить колесо. Я на все смотрел, был там около недели, изучил, как это все делается, и ушел.

Через некоторое время Я. Бромфейн с товарищем открыл свой механический театр. Программа была такая:

Выходит фонарщик, который зажигает фонари. После фонарщика выходил дворник и заметал улицы и тротуары. Потом — едет тачечник среди арены, берет трубку, зажигает спичку и закуривает, начинает пускать дым. Потом выезжает человек на тачанке, его лошадь брыкается, и он падает. Выходит охотник, и бежит заяц; охотник стреляет в зайца и убивает его. Мельник с трубочистом: мельник несет муку, а трубочист — сажу. Они встречаются на одной рельсе, начинается драка, появляются городовые. Проезжают велосипедисты. Купальщицы: голые фигуры купаются в воде, большие рыбы хватают их и проглатывают. Взрыв на пароходе: пожар, пароход тонул в море. Война на Дунае: брали крепость с пушками, барабанным боем, выстрелами, криками «ура!», огонь изображали бенгальскими огнями. В механическом театре работало четыре человека.

Домашние и студийные спектакли →



При использовании представленных на сайте материалов линк на наш проект «Мода и история театра» приветствуется! Размещенные на сайте статьи являются компиляцией множества справочных и литературных источников. Сотрудники проекта уважают права авторов и размещают тексты с разрешения правообладателей. Если найдете ошибку в статьях или дизайне, просьба сообщить .

Великие женщины XX века






Copyright 2011-2017 © SBL