ИСТОРИЯ МАСКИ, МОДЫ, КУКЛЫ И КОСТЮМА
История костюма История русского театра Куклы и сцена Маски и театр
А Б В Г Д Е Ж З И К Л М Н О П Р С Т У Ф Х Ц Ч Ш Э Ю Я

Другие куклы-тотемы индейцев


Известны также случаи «вызывания» шаманом духа, являвшегося зрителям в виде маленького человечка: он выскакивал из-под земли (из-под пола дома собраний клана, где обычно происходил акт вызывания). Сначала показывалась его голова, потом человечек высовывался до пояса, взмахивал руками и исчезал. Это повторялось несколько раз. Трюк строился на том, что кукла находилась в ящике, а ящик помещали в заранее вырытую и замаскированную ямку.

Ящик открывался и закрывался с помощью нитей, этими же нитями приводилась в движение и кукла — одна нить вытягивала ее из ящика, другая опускала вниз; иногда дополнительно могли опускаться и подниматься руки куклы. Нити от подвижной куклы шли к потолочной балке, перекидывались через нее и спускались к стоящим в темных углах помощникам шаманов. Углы могли для большей надежности завешиваться одеялами. Явление духа шло под пение и пляску шамана. Кукла выскакивала из-под земли в момент наивысшего напряжения, когда шаман по виду достигал состояния транса. Но на деле в заклинаниях, произносимых шаманом, были условные слова-знаки для помощников. По известному им слову в его пении и выкриках каждый тянул по очереди за свою нить, и кукла то выпрыгивала из-под земли, то исчезала.



На сходном принципе было основано явление тотема (покровителя) рода — выдры. Случай описан у племени хайда. Для церемонии в доме собраний вырывали яму и наполняли ее водой. Когда главный шаман приходил в экстаз (или изображал его), из воды показывалась выдра, выходила «на берег», ползала по полу, снова возвращалась в воду, плавала и исчезала под водой.

В Музее американских индейцев (Нью-Йорк) хранится шаманская кукла племени нутка, у которой раскрываются на груди дверцы. За дверцами нарисована рожица, на внутренних створках — руки. Исследователи полагают, что таким путем показывали духа, обитающего в кукле.

Движение во всех этих шаманских куклах ограничено — они появляются на мгновенье, могут сделать один-два жеста. Действие бессюжетно. Но факт оживления куклы налицо. И это оживление куклы можно расценивать как один из первых шагов к кукольному представлению сегодняшнего дня.

Следующий шаг — кукольные сцены с более развитым движением, с небольшим, но вполне законченным сюжетом — обнаруживают религиозные ритуалы племени хопи. Нескольким исследователям удалось наблюдать эти кукольные фрагменты в весеннем мартовском празднике, предшествующем началу сельскохозяйственных работ.

Кукольные тотемы индейцев хопи →



При использовании представленных на сайте материалов линк на наш проект «Мода и история театра» приветствуется! Размещенные на сайте статьи являются компиляцией множества справочных и литературных источников. Сотрудники проекта уважают права авторов и размещают тексты с разрешения правообладателей. Если найдете ошибку в статьях или дизайне, просьба сообщить .

Великие женщины XX века






Copyright 2011-2017 © SBL