ИСТОРИЯ МАСКИ, МОДЫ, КУКЛЫ И КОСТЮМА
История костюма История русского театра Куклы и сцена Маски и театр
А Б В Г Д Е Ж З И К Л М Н О П Р С Т У Ф Х Ц Ч Ш Э Ю Я

Марионетки и русский балаган


Русские народные кукольники не имели своих постоянных театров, они покупали место на ярмарке или гулянье и ставили там временный парусиновый балаган. Такие балаганы можно было застать еще в начале 20-х годов в московских садах и парках. Создательница одного из первых советских театров кукол Нина Яковлевна Симонович-Ефимова видела в те годы выступление Ивана Афиногеновича Зайцева в Лефортове и другого народного кукольника, Степана Кузьмича Булынкина, в Сокольниках. Вот что она рассказывает о них:

Зажег свои керосиновые лампы и "Кукольный театр» (прямоугольное здание из холста, со сценой для кукол и скамьями для публики внутри, железной дверью и окошечком кассы снаружи). Одну лампу зажгли в большом «андерсеновском» фонаре снаружи над входом, — он привязан к палке и торчит насквозь из парусиновой стены. Другую над сценой, крепко причалив веревкой к солидному остову этого милого театрика, да еще две крошечных поставили прямо на помост. Они-то и освещают ходящих тут марионеток прямо в лицо своим живым керосиновым светом, бросают дрожащие тени на декорации и коврик пола.

Играет Анна Дмитриевна. Она одна справляется со всеми куклами, хотя их на сцене иногда сразу две и движения их сложны и быстры. Марионетки в ее руках ходят удивительно изящной походкой, и движения их необыкновенно отчетливы. Ее игра мягкая и внимательная. Кукла в черном перекидывается гирями; другая эквилибрирует стулом, держа его то на голове, то на каждой из рук; Пьеро увозит на тачке подвыпившего повара; скачет на беловатой, китайского типа, бодрой лошадке человек в красном; все красиво по краскам, дурманит голову иными малюсенькими (не случайными) штрихами движений.



Публика — спереди ряда четыре — дети, остальные одиннадцать — взрослые, сидят веселые и довольные, смеются и удивляются на все происходящее на сцене. Сидят тесно-тесно, на узеньких, почти жердочках, скамьях, поставленных близко одна от другой.

Зайцев позвал к себе за кулисы на следующий сеанс. Куклы висят на своих гвоздях. Ниток у каждой — целые пучки, с легкими приспособлениями для так называемых «чечеток», «переборок», пляски и т.д. С невероятной быстротой и четкостью перебирал в пляске ногами «Сельский староста». «Прежде, в провинции,— сказала с улыбкой голубоглазая Анна Дмитриевна, — ему бросали из публики в это время деньги — много денег. «На, староста, — скажут, — погуляй!». Среди марионеток Зайцева замечателен китаец с лицом вперед и назад.

Кукольные представления →



При использовании представленных на сайте материалов линк на наш проект «Мода и история театра» приветствуется! Размещенные на сайте статьи являются компиляцией множества справочных и литературных источников. Сотрудники проекта уважают права авторов и размещают тексты с разрешения правообладателей. Если найдете ошибку в статьях или дизайне, просьба сообщить .





Copyright 2011-2017 © SBL