История моды маски куклы костюма

Описание пьесы театра Креши

Записи сценических пьес кукольного театра

До самого последнего момента своего существования эти маленькие южнофранцузские театрики удерживали в репертуаре пьесу «Рождество». Сохранилось несколько описаний, с одним из которых мы и познакомим читателей.

Ницца, 1912 год, описание пьесы Андре Тёрье.
Театр расположен в глубине плохо освещенного тупика на улице Сен-Франсуа-де-Полъ. Вход на одном уровне с тротуаром. Зал наспех меблирован и украшен. Между свежевыбеленными стенами восемь или десять деревянных скамеек. Под потолком гирлянды из белой и голубой бумаги, сходящиеся в центре, где подвешена керосиновая лампа; у входа стол с подносом, предназначенным для добровольных подношений зрителей. И все. В конце зала сцена. Она напоминает ширму Гиньоля, но занимает всю ширину помещения. Нижний край сцены приподнят на такую высоту, которая позволяет актерам и хористам быть скрытыми от глаз публики. Сцена наивно обрамлена бордюром из мха, ко мху приколоты белые искусственные цветы. Декорации изображают скалистый пейзаж, очень напоминающий окрестности Ниццы. Букетики живых нарциссов на зеленых стебельках изображают растительность. Среди олив стоят белые домики, за окнами которых святятся огоньки. На заднике нарисованы крепостные стены города, над ними – круглая луна. Там и сям спят пастухи и пастушки. Справа на первом плане блестят ясли с младенцем Иисусом. Рядом стоят вол и осел, непорочная Дева Мария и Иосиф. Над яслями висит красивая звезда с лучами из позолоченной бумаги. Зрителям также предлагаются для обозрения и образцы населения старой Ниццы: портовый рыбак, цветочница, юноша с пробивающимися усиками, ребятишки с бойкими личиками, пышная матрона с девочкой на руках и другие.

Гитара, составляющая весь оркестр, играет «Марш королей». В зале царит благоговейное религиозное молчание. С фриза медленно спускается ангел, его крылья широко развернуты. Это происходит под пение одинокого голоса: «Проснитесь, пастухи деревни!» Затем вступает невидимый хор, исполняющий «Славу». Это церковное пение, одновременно и радостное и серьезное, казалось, доносилось из-за городской стены. Дыхание библейской поэзии коснулось бедного низенького зальчика, примитивной сцены, мужественных, небогато одетых людей. Создавалась иллюзия великой ночи Рождества. В этом наивном театре с крайней простотою средств, со случайным подбором актеров инстинктивно было найдено то великое искусство, которое заставляет трепетать душу зрителя.

Пастухи один за другим просыпались. Пастух в длинной холщовой рубахе комично жаловался на шумную музыку, которая разбудила его до зари и не дает заснуть снова. Спешит прохожий, узнавший о рождении в хлеву Мессии (Спасителя). Группа пастырей направляется, распевая псалмы, к яслям.

На этом заканчивается религиозная часть. Больше речи о Рождестве не было. Праздничная ночь становилась поводом для выступления современных персонажей. Пастух пользовался темнотой, чтобы поцеловать свою милую. Кюре, наткнувшись на влюбленных, обращал их в бегство и не упускал случая произнести проповедь об испорченности нравов и развращенности людей (речь его очень забавляла зрителей). За кюре следовали охотник и рыбак, они спорили, каждый доказывал, что его занятие лучше; последнее слово оставалось за охотником, но, к несчастью, в момент, когда он наслаждался своей победой, его арестовывал жандарм и увозил в тюрьму за то, что он подстрелил воробья.

Снова сверху спускалась кукла ангела в белой одежде, желала уважаемой публике доброго вечера, благодарила ее и объявляла, что представление кончено. Хозяева театра опять ставили поднос у дверей, зрители аккуратно клали на него свои су и затем расходились, обсуждая представление, которое в этом году удалось еще лучше, чем в прошлом.

Экс, запись сценической пьесы архитектора Уотта.
Пролог идет на фоне занавеса, изображающего облака, среди которых появляется ангел и сообщает о чуде Рождества. Когда занавес поднимается, идет главная сцена в хлеву – сцена, похожая на ту, что выставлялась в церквах. Персонажи действуют, говорят, поют поодиночке и хором. Появляются короли и подносят свои дары. Затем поднимается задник (изображающий хлев), открывая другой, представляющий сельский вид. На этом фоне идут комические бытовые сценки. Затем все заканчивается благодарственным хором.

Экс, запись сценической пьесы неизвестного автора.
Представление состояло из трех актов. Декорации первого изображали заснеженный пейзаж, дом Марии и Иосифа в Назарете, подвесной мост и царский дворец. В первый акт вкраплены бытовые детали: фыркал осел, точильщик точил ножи, шарманщик играл на шарманке (у шарманки опускалась занавесочка, открывая танцующие маленькие фигурки). В этом акте Марии являлся ангел и извещал о скором рождении божественного младенца.

Второй акт был самым длинным и самым мирским по содержанию. Комические сценки следовали одна за другой. Наибольший успех у публики имели сценки с охотником, то спорившим с задержавшим его жандармом, то ссорившимся с рыбаком из-за утки (которую охотник подстрелил, а рыбак выудил, когда утка упала в воду). В этом акте являлись персонажи, взятые из жизни: шарманщик, торговка рыбой, цветочница и др. Приход королей прерывал череду веселых бытовых картинок и подготавливал третий акт.

Третий акт был коротким. Вначале народ вереницей шел к младенцу Иисусу, затем являлись волхвы, и все заканчивалось апофеозом, в котором в облаках на троне восседал Бог в окружении ангелов, он благословлял зрителей, а хор в это время исполнял «Славу».

Далее ► Театр теней или Китайские тени

Главная ► Мода и история театра