История моды маски куклы костюма

Марионетки на русской сцене

В 1802 году некий Каспаро Живанетти приглашает на спектакли марионеток. Названия пьес он не указывает, но, судя по фамилии, исполнялся, вероятно, репертуар итальянских кукольников. В 1816 году некая госпожа Праттэ предлагает посмотреть марионеток, которые разыгрывают «исторические» драмы. В 1820-х годах другая француженка, госпожа Габэ, показывает спектакли марионеток «со многими переменами и типами для увеселения детей». В 1841 году в петербургской газете «Северная пчела» появляется хвалебная статья о французском театре кукол-марионеток, в котором разыгрывают водевили или маленькие волшебные драмы на французском языке.

Вчитываясь в найденные объявления и афиши, можно отметить следующее: во-первых, марионеточные спектакли до середины XIX столетия дают иностранцы; во-вторых, они играют разговорные пьесы, иногда дополняя их «балетами»; в-третьих, для своих представлений они снимают театральные залы и помещения в городских домах.

В середине XIX века намечаются существенные изменения. Об этом позволяет судить небольшая заметка, появившаяся в журнале «Репертуар и Пантеон» за 1843 год. Ее автор, П. Фурманн, видел представление марионеток на петербургском масленичном гулянии, в одном из народных балаганов. Кратко излагая его содержание, Фурманн отчаянно его бранит: «... Опять разочарование, и уже полное, совершенное, окончательное. Вся комедия, весь сюжет ее состоит в том, что является Полишинель и уходит. Потом приходит испанец и уходит; за ним приходит и уходит русская крестьянка; потом карлик делается великаном; далее куст хочет превратиться в хижину и... конец. Вот чем забавляют бедных детей!»

Обратим внимание на три момента этой маленькой заметки: во-первых, на то, что марионетки попали в народный балаган; во-вторых, что они играют не разговорную пьесу, а отдельные номера; в-третьих, что автору заметки представление очень не понравилось.

О чем все это говорит? Скорее всего, о том, что к этому времени научились работать с марионетками российские балаганные актеры. Видимо, они это делали еще не очень умело («куст хочет превратиться в хижину») и вкусу требовательного зрителя не отвечали.

Как входили в жизнь российского народа марионетки, как из иноземной диковинки они превратились в русские народные куклы, можно лишь предполагать, так как более подробных описаний до конца XIX века не встречается. Правда, некоторой опорой при реконструкции служат воспоминания народных кукольников, доживших до середины XX столетия, хотя они и относятся к более позднему времени (в архиве музея ГАЦТК хранятся рукописные воспоминания Г. Нурикова, В. Прокофьева, Я. Бромфейна, И. Зайцева).

Далее ► История кукол на русской сцене

Главная ► Мода и история театра