ИСТОРИЯ МАСКИ, МОДЫ, КУКЛЫ И КОСТЮМА
История костюма История русского театра Куклы и сцена Маски и театр
А Б В Г Д Е Ж З И К Л М Н О П Р С Т У Ф Х Ц Ч Ш Э Ю Я

Кукольные сценки русских скоморохов


В кукольной комедии было несколько сцен, в которых сам Петрушка не участвовал. В них исполнялись танец двух «арапок» или жонглирование двух «арапов» мячами, палкой. Пантомимические номера позволяли щегольнуть техникой. Особенно жонглирование разными предметами выходило у опытных кукольников чрезвычайно ловко и забавно.

Иногда, если публики набиралось много и зрители давали актерам «на водку», дополнительно показывали еще одну сценку — «Петрушкину свадьбу». Как пишет Д. Ровинский, «сюжета в ней никакого, зато много действия». Петрушке приводят невесту. Он осматривает ее на манер лошади. Невеста сильно понравилась Петрушке, и ждать свадьбы ему невтерпеж. Он начинает упрашивать: «Пожертвуй собой, Варюшка!» Затем происходит сцена, при которой, по выражению Д. Ровинского, «прекрасный пол присутствовать не может».



Судя по упоминаниям, в комедии была еще одна сценка — с духовным лицом. Очевидно, по цензурным соображениям ни в один из записанных текстов она не попала. Но в начале прошлого века она входила в число основных сцен комедии. «Всегда мне странным казалось, что на подобных игрищах представляют монаха и делают из него посмешище. Кукольной комедии не бывает без рясы. Я нахожу, что это вовсе не прилично, и удивляюсь, как это дозволяется. Со временем так приучат народ видеть чернеца деревянного с бабой в «камарицкой», что и на живого старца будут с теми же помышлениями посматривать»,— с возмущением записывает в свой дневник князь И. М. Долгорукий. Запись относится к 1813 году.

В конце века это уже «не дозволялось» и сценку с чернецом открыто не показывали. Однако в узком кругу, когда петрушечник выступал «по особому заказу», персонаж в рясе продолжал веселить публику. Так, балаганный актер и режиссер А. Я. Алексеев-Яковлев вспоминает, что однажды один кукольник показал ему завернутую в отдельную тряпицу куклу дьячка. В представлении «Петрушки» дьяк приходил увещевать героя, призывал его к покаянию. Легко предположить, что сценка кончалась для дьяка так же печально, как и для доктора, Фатального Фицера, и почти для всех остальных партнеров Петрушки,— наш герой не любил поучений и наставлений, совесть его никогда не мучила.

Кукольные сценки в 20 веке →



При использовании представленных на сайте материалов линк на наш проект «Мода и история театра» приветствуется! Размещенные на сайте статьи являются компиляцией множества справочных и литературных источников. Сотрудники проекта уважают права авторов и размещают тексты с разрешения правообладателей. Если найдете ошибку в статьях или дизайне, просьба сообщить .

Великие женщины XX века




Copyright 2011-2017 © SBL