История моды маски куклы костюма

Кукольные сценки русских скоморохов

В кукольной комедии было несколько сцен, в которых сам Петрушка не участвовал. В них исполнялись танец двух «арапок» или жонглирование двух «арапов» мячами, палкой. Пантомимические номера позволяли щегольнуть техникой. Особенно жонглирование разными предметами выходило у опытных кукольников чрезвычайно ловко и забавно.

Иногда, если публики набиралось много и зрители давали актерам «на водку», дополнительно показывали еще одну сценку – «Петрушкину свадьбу». Как пишет Д. Ровинский, «сюжета в ней никакого, зато много действия». Петрушке приводят невесту. Он осматривает ее на манер лошади. Невеста сильно понравилась Петрушке, и ждать свадьбы ему невтерпеж. Он начинает упрашивать: «Пожертвуй собой, Варюшка!» Затем происходит сцена, при которой, по выражению Д. Ровинского, «прекрасный пол присутствовать не может».

Судя по упоминаниям, в комедии была еще одна сценка – с духовным лицом. Очевидно, по цензурным соображениям ни в один из записанных текстов она не попала. Но в начале прошлого века она входила в число основных сцен комедии. «Всегда мне странным казалось, что на подобных игрищах представляют монаха и делают из него посмешище. Кукольной комедии не бывает без рясы. Я нахожу, что это вовсе не прилично, и удивляюсь, как это дозволяется. Со временем так приучат народ видеть чернеца деревянного с бабой в «камарицкой», что и на живого старца будут с теми же помышлениями посматривать»,– с возмущением записывает в свой дневник князь И. М. Долгорукий. Запись относится к 1813 году.

В конце века это уже «не дозволялось» и сценку с чернецом открыто не показывали. Однако в узком кругу, когда петрушечник выступал «по особому заказу», персонаж в рясе продолжал веселить публику. Так, балаганный актер и режиссер А. Я. Алексеев-Яковлев вспоминает, что однажды один кукольник показал ему завернутую в отдельную тряпицу куклу дьячка. В представлении «Петрушки» дьяк приходил увещевать героя, призывал его к покаянию. Легко предположить, что сценка кончалась для дьяка так же печально, как и для доктора, Фатального Фицера, и почти для всех остальных партнеров Петрушки,– наш герой не любил поучений и наставлений, совесть его никогда не мучила.

Далее ► Кукольные сценки в 20 веке

Главная ► Мода и история театра