ИСТОРИЯ МАСКИ, МОДЫ, КУКЛЫ И КОСТЮМА
История костюма История русского театра Куклы и сцена Маски и театр
А Б В Г Д Е Ж З И К Л М Н О П Р С Т У Ф Х Ц Ч Ш Э Ю Я

Народный марионеточный театр


О самом последнем этапе народного марионеточного театра в России мы знаем из рассказов самих кукольников — последних балаганных актеров и из рассказов видевших их спектакли первых советских кукольников.

Один из этих актеров, Иван Афиногенович Зайцев (1863—1936), четыре года служил в Центральном театре кукол. Он не участвовал в постановках нового театра, но время от времени показывал свою традиционную программу, в которой марионетки исполняли «Цирк». В эти годы «Путешествие купца в ад» он уже не играл, но текст хорошо помнил и записал его по просьбе одного из молодых коллег, критика и историка театра кукол И. М. Бархаша (запись приложена к очерку). После смерти Зайцева все его куклы остались в театре и сейчас выставлены в отдельной витрине музея. Рядом с ними можно видеть и кусочек стеклярусного занавеса, обрамлявшего марионеточную сцену, и афишу, которая вывешивалась у входа. Кукол Зайцев делал сам, его жена Анна Дмитриевна Триганова помогала их одевать, а в представлениях — водить. Как уже упоминалось, в молодости Зайцев работал в кукольном театре итальянца Тарвита, у которого перенял многие профессиональные приемы.



Доживал свою жизнь в Иванове другой народный кукольник — В. В. Прокофьев (1887—?), работавший с марионетками с тринадцати лет. Он начинал обучаться этой профессии в Москве, в знаменитом в начале века кукольном театре англичанина Роланда (по его воспоминаниям, конкурентами Роланда были итальянский кукольный театр Тарвита и кукольный театр англичанина Ремлинга). У Роланда марионетки исполняли пьесы «со всякими механическими и световыми эффектами» и «дивертисмент». Из пьес Прокофьев называет Ивана-царевича», «Путешествие купца в ад», «Дон Жуана», «Царя Максимилиана», а из номеров дивертисмента: упражнение на трапеции, гимнастику на лестнице, номер на ходулях, акробатический танец карликов, танец лягушек 1С превращением их в «людей»), номер Арлекина, танец «По улице мостовой», танец «Барыня». Техническая сторона работы, вспоминает Прокофьев, была образцовая, куклы хорошо ходили, жестикулировали, сцена была приспособлена для превращений, для моментальной перемены декораций.

Григорий Константинович Нуриков (1889—?) также мальчиком поступил на службу в балаган французского кукольника Шарля Шимбора, приехавшего в Петербург в 1902 г., и оставался в его театре до начала первой мировой войны. В балагане Шимбора марионетки исполняли «Цирк на сцене». В программу входили: наездник на лошади; два жонглера с мячами, кольцами, тарелками; две собачки, которые прыгали через барьер и танцевали; два акробата с лестницами; два медведя, танцевавших на шарах и бочке; акробат на трапеции; два акробата на одном велосипеде; два клоуна (сначала «говорили шутки», а потом играли на ксилофонах); воин сражался с драконом и убивал его; завершалось представление картиной ада, наполненного чертями и змеями. Программу «Цирк на сцене» показывал одесский кукольник Яков Миронович Бромфейн (1876—?).

Воспоминания о куклах на русской сцене →



При использовании представленных на сайте материалов линк на наш проект «Мода и история театра» приветствуется! Размещенные на сайте статьи являются компиляцией множества справочных и литературных источников. Сотрудники проекта уважают права авторов и размещают тексты с разрешения правообладателей. Если найдете ошибку в статьях или дизайне, просьба сообщить .

Великие женщины XX века




Copyright 2011-2017 © SBL