ИСТОРИЯ МАСКИ, МОДЫ, КУКЛЫ И КОСТЮМА
История костюма История русского театра Куклы и сцена Маски и театр
А Б В Г Д Е Ж З И К Л М Н О П Р С Т У Ф Х Ц Ч Ш Э Ю Я

Льежские кукольные театры


Если во фламандских кукольных подвалах более близкие фламандцам герои потеснили Карла Великого и его рыцарей, то льежский народ сделал его главным героем своих представлений. У льежцев есть на то резоны: отец императора франков родился в льежских землях, поэтому здесь Карла Великого считают своим соотечественником, а французские легенды воспринимают как собственную историю. В Льеже даже стоит памятник Карлу Великому. И хотя в репертуар льежских «каво» (так местные жители, говорящие на валлонском наречии французского языка, называют кукольные погребки) проникли и другие популярные сюжеты, вроде истории о Женевьеве Брабантской или о Валентине и Медведе, сражениям средневековых рыцарей отводится львиная доля времени в представлениях. Наиболее популярные циклы — «Роланд», «Двенадцать пэров Франции» (пэр — титул паладинов Карла Великого), «Четверо сыновей Эймона». В последнем рассказывается, как герцог Эймон повез своих сыновей ко двору Карла Великого для посвящения их в рыцари; назавтра после посвящения племянник Карла оскорбил одного из сыновей Эймона, и тот убил обидчика; братья бегут; разгневанный Карл клянется отомстить; много лет братья странствуют по свету, преследуемые Карлом, сражаясь то с сарацинами, то с преследователями.

В конце XIX столетия льежские кукольные театры часто посещал сотрудник, а впоследствии директор Музея Старого Льежа, Рудольф де Варсаж. Он подружился с их владельцами, узнал от них много интереснейших вещей об их профессии и представлениях и написал прекрасную книгу. Она вышла в начале нашего столетия. Пересказывая из нее выбранные места, мы с благодарностью вспоминаем автора.



Итак, снова вернемся в прошлое — в конец XIX века. В бедных кварталах Льежа того времени кукольных театров множество. Однако их трудно найти. Напрасно искать их в центре города — они ютятся на рабочих окраинах, в узеньких улочках, в глухих тупиках, застроенных ветхими домами. Никакой вывески, останавливающей взгляд прохожего. Нужно спрашивать стены. Иногда что-то подскажет фонарь. Хозяин побогаче снимает первый этаж, но чаще средства не позволяют кукольнику оплачивать жилье на уровне тротуара, и он арендует подвал или чердак. Все происходит в единственной комнате, где днем хозяйка варит суп, а после спектакля вся семья укладывается спать. Несколько табуреток, которые днем составляют одна на другую, служат вечером «креслами партера». К ним приравниваются места на кровати. Позади табуреток — стоячие места. Чтобы попасть в такой зал, нужно осторожно взбираться или спускаться по скользкой и редкой лестнице, цепляясь за черную веревку, заменяющую перила. Перед началом спектакля хозяин выходит на порог дома и барабанной дробью извещает соседей о начале представления. Его сменяет жена, которая собирает деньги за вход: с тех, кто желает смотреть спектакль с комфортом, сидя, — пять су, с тех, кто согласен и постоять, — два су. А вот театр побогаче. Вечером у его входа на улице загорается красный фонарь. На нем выделяются черные слова: «Театр Леопольда».

Театр Леопольда →



При использовании представленных на сайте материалов линк на наш проект «Мода и история театра» приветствуется! Размещенные на сайте статьи являются компиляцией множества справочных и литературных источников. Сотрудники проекта уважают права авторов и размещают тексты с разрешения правообладателей. Если найдете ошибку в статьях или дизайне, просьба сообщить .

Великие женщины XX века





Copyright 2011-2017 © SBL