ИСТОРИЯ МАСКИ, МОДЫ, КУКЛЫ И КОСТЮМА
История костюма История русского театра Куклы и сцена Маски и театр
А Б В Г Д Е Ж З И К Л М Н О П Р С Т У Ф Х Ц Ч Ш Э Ю Я

Воспоминания помещика Селиванова


Отрывок из воспоминаний помещика А. Л. Селиванова.

30 января 1880 года я отправился на именины к помещику, который жил в двенадцати верстах от города Купянска. После обеда родственник хозяина пригласил хозяев и гостей в залу, где он устроил имениннику сюрприз. Все отправились. В дверях залы мы увидели белый шкапчик; он был небольшой и сколочен из досок. Высота его была аршина два. Устройство шкапчика очень простое. Он состоял из двух частей. Пол в верхней части шкапчика обит белой, а в нижней черной мерлушкой. Такая разница в обивке обеих частей имела свое значение. Верхняя часть предназначалась для представления духовной части вертепа, а нижняя для светской части. Впрочем, в нижней части представлялись и те сцены из духовной части, в которых участвовал Ирод, и это исключение сделано потому, что народ не любил Ирода. Чтобы освещать вертеп, когда представление дается вечером, как было и в настоящем случае, поставлены маленькие свечи с наружной стороны сцены.

В верхней части к задней стене прислонены две фигуры: одна из них представляет праведного Иосифа, а другая Святую Деву Марию. У Иосифа седая борода. Перед этими фигурами поставлены ясли, в которых, предполагается, лежит младенец Иисус (в действительности фигуры младенца нет). Первая сцена происходит в первом отделении. На сцене появляются два ангела. Они объявляют Св. Деве, что у нее родился сын. Ангелы удаляются. За ангелами появляются пастухи. После пастухов действие переносится в нижний этаж.



На сцену въезжает на тройке лошадей Ирод и садится на возвышение (табуретку, которая означает трон). На голове у Ирода шапка с металлическим значком, которая заменяет царю венец; около Ирода становятся два оруженосца с палками, изображающими копья. Как только он уселся, к нему являются волхвы, которые затем отправляются в верхнюю половину, чтобы поклониться Спасителю. После волхвов к Ироду является бабка Рахиль с ребенком на руках; разговор ее с Иродом единственная сцена, которая принадлежит народному воображению: она просит Ирода пощадить ее детей в Вифлееме, которые и малы, и неразумны, и ни в чем не повинны. Ирод приказывает своим оруженосцам прогнать Рахиль и убить ребенка, что они и исполняют. В наказание за эту жестокость Ироду является вестник, который объявляет ему, что он умрет и тело его будет отдано дьяволу. За вестником появляется Смерть... с косою и отрезывает Ироду голову, а появившийся вслед за ней дьявол уносит с собою тело Ирода. Этой сценой заканчивается духовная часть представления.

Светская часть вертепной драмы состоит из комических рассказов. Предметом этих рассказов служат бытовые сцены с неизбежным ухаживанием за женщинами. Из одних дверей выходят мужчины, из других — женщины, а уходят они вместе. Первым появляется запорожец; он высокого роста, с чубом на голове, а в руках у него булава; из другой двери выходит здоровая женщина. За сценой играют на бандуре, и запорожец танцует с своей возлюбленной, затем обнимает ее, целует и уходит вместе с ней. Его место заступает парень в красной рубахе и русская баба, которые сначала любезничают, затем пляшут козачка и уходят. Появляется старик, который шамкает губами и топчется на месте, и довольно молодая женщина. Старик ухаживает за ней, они танцуют, и затем старик, поцеловав свою даму, уходит с ней. Выступает еврей с еврейкой: еврей старается прельстить свою Хайку деньгами, та наконец склоняется, они целуются, танцуют и затем удаляются. Их сменяет цыган с шелудивою лошаденкою, которую хочет продать. Затем мужик Антон тащит козу, а она его... В заключение на сцене появляются все лица, выступавшие в светской части, как кажется, для того только, чтобы их всех прогнал запорожец. Светская часть вертепной драмы кончается появлением нищего Савушки, который просит на вертеп. Конечно, все гости положили ему в шапку, сколько кто хотел или мог.

Сцены светской части отличаются большим юмором; в них много проявилось наблюдательности народа.

Механический театр →



При использовании представленных на сайте материалов линк на наш проект «Мода и история театра» приветствуется! Размещенные на сайте статьи являются компиляцией множества справочных и литературных источников. Сотрудники проекта уважают права авторов и размещают тексты с разрешения правообладателей. Если найдете ошибку в статьях или дизайне, просьба сообщить .

Великие женщины XX века






Copyright 2011-2017 © SBL