ИСТОРИЯ МАСКИ, МОДЫ, КУКЛЫ И КОСТЮМА
История костюма История русского театра Куклы и сцена Маски и театр
А Б В Г Д Е Ж З И К Л М Н О П Р С Т У Ф Х Ц Ч Ш Э Ю Я

Театр кукол французского дома


Кукольные спектакли французской семьи

Кукольный спектакль в аристократической французской гостиной XVII-XVIII столетий — не редкость. Давали эти спектакли обычно народные кукольники-профессионалы. В XIX веке происходят изменения: кукольный театр входит в домашнюю жизнь французской городской семьи, спектакли начинают показывать любители. Поначалу главными зрителями этих домашних представлений были малыши: родители брали в руки кукол (купленных или порой самодельных), чтобы развлечь ими своих детей. Позже публика любительских кукол повзрослела, создатели представлений, которыми становились в основном люди из литературных и артистических кругов, ориентировались на своих друзей, знакомых, коллег. О том, как зарождались домашние немудреные театрики, можно судить по воспоминаниям детской писательницы Лоры Бернар. События ее рассказа относятся к 20-м годам прошлого века. Семья Бернар жила тогда в большом портовом городе Гавре.

Когда моя старшая дочь была еще совсем юной, она заболела, чрезмерная слабость и вялость овладели ею. Чтобы отвлечь ее от книг, которые она страстно любила и которые ее слишком утомляли, нужно было придумать какие-то новые развлечения. ... Однажды меня осенила счастливая мысль устроить кукольный театр. ... На помощь пришли друзья. Мы собрали листы картона, нарисовали на них интерьеры, леса, парки, деревни; у нас была даже башня с окном, забранным железной решеткой, и открывающейся дверью. Через несколько дней осталось только заняться мебелью и труппой. Моя дорогая маленькая больная была явно заинтересована всеми этими приготовлениями. Куда бы мы ни выходили, я или ее отец, мы всегда возвращались нагруженные актерами на железных прутиках, коробками, набитыми игрушечными зверями и домашними животными, кукольной деревянной мебелью, разными кушеточками, золочеными креслицами; с удивительной прозорливостью мы повсюду отыскивали то, что могло бы послужить украшением нашего драгоценного театра.



Публика, состоявшая из шести или семи приятельниц моей дочери, с большим нетерпением ждала первого представления. Я, в свою очередь, не меньше их торопилась вступить в должность кукловода. В тот же день, когда все было готово, я поставила мой театр на столе между шелковыми занавесками алькова. Один вид рампы, устроенной из маленьких свечей в оловянных подсвечниках, вызвал радость и восхищение зрительниц. Я не очень хорошо помню, что мы играли в этот вечер, но пьеса всем понравилась. Перед тем как разойтись, мы решили, что я буду устраивать спектакли каждый вечер.

Все новые и новые изобретения, многочисленные сюрпризы постоянно поддерживали интерес к представлениям. Девочки до такой степени верили в то, что перед ними живые существа, что я могла показывать самые невероятные вещи. Публика заливалась слезами, когда пьеса была печальной, и так же легко открывались ее сердца для смеха; но однажды я сама была напугана глубоким ужасом моих зрительниц, вызванным зловещим кабинетом Синей Бороды: когда Изора, уступив любопытству, открывает дверь, я убираю декорацию, скрывавшую эту комнату: семь кукол, висящих на белых шнурках, одним концом затянутых на шее, другим приколотых булавкой к стене, изображали семь жертв грозного мужа. При виде этого публика испустила крик ужаса, зрительницы, зажмурив глаза, повалились одна на другую. Пришлось прервать представление, чтобы успокоить аудиторию, но девочек никакими силами невозможно было разубедить в том, что перед ними всего лишь куклы. С тех пор я стала осторожней в выборе пьес.

Нам часто присылали «подкрепление» для нашей труппы из Парижа. Но этого было мало для наших драматических затей. Не всегда подходили для наших пьес и наряды кукол — и тогда я сама одевала моих актеров: кусочки бархата, шелка, шерсти превращались в утренние туалеты дам, в костюмы крестьянок. Мы использовали всевозможные сюжеты, адаптируя их для наших зрителей. Каждая новая пьеса, показанная е городском театре, тотчас копировалась, или, вернее сказать, приспосабливалась для наших кукол. Эти развлечения были прерваны переездом в другой город. Но они оставили глубокий след в памяти моих маленьких приятельниц.

Спектакли домашних кукольных театров Франции →



При использовании представленных на сайте материалов линк на наш проект «Мода и история театра» приветствуется! Размещенные на сайте статьи являются компиляцией множества справочных и литературных источников. Сотрудники проекта уважают права авторов и размещают тексты с разрешения правообладателей. Если найдете ошибку в статьях или дизайне, просьба сообщить .

Великие женщины XX века




Copyright 2011-2017 © SBL