История моды маски куклы костюма

История русского театра

В истории русской художественной культуры, в истории духовной жизни русского общества театру принадлежит исключительно важное место. Постоянный профессиональный публичный театр возникает в России в силу ряда исторических причин лишь в середине XVIII века. Этому рубежу в истории русского театра предшествует, однако, многовековая предыстория – устная народная драма, родившаяся из хороводных игрищ, творчество народных лицедеев-скоморохов, литургическая драма, драматургические и сценические опыты школьного и студенческого театра, возникновение полупрофессионального городского демократического театра, наконец, неоднократные попытки создания придворных трупп с участием русских актеров и первые публичные представления в начале XVIII века.

Богатая самобытная национальная традиция и усвоение опыта европейского театрального искусства, живая связь с общественными потребностями эпохи позволяют русскому профессиональному публичному театру, возникшему из двух встречных потоков – дворянского просветительства и низового театрального движения, в удивительно короткие исторические сроки достичь художественной зрелости.

Уже к исходу первой четверти XIX века русская драматургия и русское сценическое искусство поднимаются до классических вершин: в трагедии – пушкинский «Борис Годунов» и искусство Семеновой, в комедии – грибоедовское «Горе от ума» и творчество Щепкина. Вслед за тем гоголевская «натуральная школа» вызывает к жизни гуманистическое искусство Мартынова, а гениальный Мочалов потрясает современников, раскрывая в шекспировской трагедии трагедию своего времени.

Небывало интенсивное развитие драматической литературы и сценического искусства привело уже в середине столетия к созданию Островским драмы нового типа («пьесы жизни») и к созданию могучей национальной школы реалистического актерского искусства. Этим была подготовлена почва для той революции в искусстве, которую совершили Чехов и Горький, Станиславский и Немирович-Данченко, революции, которая оказала огромное воздействие на весь ход мировой художественной культуры XX века.

Первые попытки написания истории русского театра восходят к концу XVIII века. Уже в 1779 году появляется работа академика Якоба Штелина «Краткое известие о театральных в России представлениях от начала их до 1768 года», а в 1790 году публикуются «Записки, принадлежащие к истории русского театра» археографа и переводчика А. Ф. Малиновского. Обширный труд по истории русского театра предпринимает один из сподвижников Ф. Г. Волкова, выдающийся русский актер И. А. Дмитревский, однако работа его не была издана, а рукопись утеряна. На сведения, почерпнутые из этой рукописи, ссылаются в своих театральных воспоминаниях С. П. Жихарев, С. Т. Аксаков, А. А. Шаховской.

В 1864 году драматург, критик и издатель театрального журнала Ф. А. Кони опубликовал статью «Русский театр, его судьбы и его историки», которая, по его словам, была написана на основании рукописи И. А. Дмитревского. В 1883 году вышла, также со ссылками на эту рукопись, «Хроника русского театра», составленная отставным актером, позже помощником режиссера и библиотекарем Иваном Носовым. Обе эти работы полны грубых фактических ошибок.

Среди ранних попыток написать историю русского театра должна быть отмечена «Летопись русского театра», принадлежавшая перу драматурга и театрального чиновника П. Н. Арапова. «Летопись» охватывает историю театра от 1673 до 1825 года и содержит большой фактический материал, однако ее нельзя считать подлинно научной работой. Автор, очевидно, не проверял приводимых фактов, особенно касающихся начального периода становления театра, и допустил серьезные ошибки; последний раздел «Летописи» представляет собой личные воспоминания автора, отсюда субъективизм оценок, отсутствие сведений о многих первостепенных явлениях, упоминания о событиях маловажных. Также основываясь в значительной степени на личных впечатлениях, составляет А. И. Вольф «Хронику петербургских театров», охватывающую период с 1826 по 1881 год.

Большой интерес к изучению истории русского театра проявляют начиная со второй половины XIX века крупнейшие русские историки и филологи – П. П. Пекарский, И. Е. Забелин, Н. С. Тихонравов, Алексей Н. Веселовский, И. А. Шляпкин, С. К. Богоявленский, В. Н. Перетц и другие. Однако в трудах историков театр рассматривался главным образом с этнографической точки зрения, как одна из форм бытового уклада; ученые-филологи сосредоточили свои интересы не столько на самом театральном искусстве, сколько на драматической литературе; ограниченность компаративистской методологии ученых сравнительно-исторической школы не позволила раскрыть самобытный национальный характер русского театрального искусства. При этом внимание исследователей привлекает почти исключительно ранний период становления театра в России.

В 1889 году появляется фундаментальный труд П. О. Морозова «История русского театра до половины XVIII столетия». Коллективная «История русского театра» под редакцией В. В. Каллаша и Н. Е. Эфроса, задуманная как многотомное издание, свелась к выпуску в 1914 году первого тома, также посвященного начальному периоду истории театра.

Единственной попыткой в дореволюционном русском театроведении дать общую характеристику всего театрального процесса, включая искусство XIX и начала XX века, явилась «История русского театра» Б. В. Варнеке. Эта книга содержит огромный фактический материал, но автор не сумел раскрыть движущие пружины театральной истории, ограничившись эмпирическим изложением фактов и отказавшись от их социального анализа, от осмысления идейной проблематики драматургии и актерского искусства.

Первая попытка охватить всю историю русского театра, от его истоков до первых лет советского театра, была предпринята В. Н. Всеволодским-Гернгроссом в 1929 году в его двухтомной «Истории русского театра». Существенным недостатком этого труда было преувеличение роли чисто зрелищного элемента, связанная с этим недооценка драматургии и приравнивание любых видов зрелищ к театральному искусству. В известной степени недостатки эти были свойственны и следующей работе В. Н. Всеволодского-Гернгросса – учебному пособию «Краткий курс истории русского театра», вышедшему в 1936 году.

В послевоенные годы XX века изучение истории русского театра значительно расширилось. Вышли в свет ценные сборники материалов и документов, посвященные творчеству и театральным взглядам выдающихся русских драматургов, актеров и режиссеров. Опубликованы монографические исследования о жизни и деятельности крупнейших художников русской сцены XVIII, XIX и XX веков.

Процессы становления и развития русского театрального искусства исследуются в таких обобщающих трудах, как «Русский театр от истоков до середины XVIII века» и «Русский театр второй половины XVIII века» В. Н. Всеволодского-Гернгросса, «Русский драматический театр XVII–XVIII веков» Б. Н. Асеева, «Русский демократический театр XVIII века» В. Д. Кузьминой, «Актерское искусство в России» Б. В. Алперса, «Русское театральное искусство в начале XIX века» Т. М. Родиной, «Русский драматический театр первой половины XIX века» С. С. Данилова, «Русский драматический театр второй половины XIX века» С. С. Данилова и М. Г. Португаловой, «Малый театр второй половины XIX века» и «Малый театр в конце XIX и начале XX века» Н. Г. Зографа, сборник «Первая русская революция и театр», «Театр прославленных мастеров» А. Я. Альтшуллера и в ряде других работ. Серьезным вкладом в изучение старинного русского театра явилась серия книг «Ранняя русская драматургия» (XVII – первая половина XVIII века), выпускаемая под общей редакцией О. А. Державиной, К. Н. Ломунова и А. Н. Робинсона и содержащая научно прокомментированные тексты первых русских пьес.

Главная ► Мода и история театра