История моды маски куклы костюма

О театральной Москве

Главным объектом нашего внимания станет жизнь театральной Москвы с момента возникновения на Руси театра в последней трети XVII века и до пожара 1812 года. При этом мы стремимся не просто описать цепь отдельных, пусть даже очень интересных и значительных эпизодов театральной истории древней столицы, но показать процесс формирования отечественного театра на ранних этапах его развития: ведь он зарождался именно в Москве и потом, с перемещением общегосударственного центра в Петербург, в старой столице театральные традиции оставались настолько жизнестойкими, что многие явления, связанные с развитием национальной культуры, в частности сценической, проявлялись здесь намного ярче. И с появлением в середине XVIII века русского профессионального театрального искусства московская сцена еще долго сохраняла свою самобытность, так как принципы организации театрального дела были здесь иными, нежели в Петербурге, где задавал тон прежде всего театр придворный.

Одна из наших основных задач – восстановить и воспроизвести атмосферу театральной жизни Москвы в конкретностях эпохи, быта, нравов на протяжении почти ста пятидесяти лет, что поможет определить место отечественной сцены и ее роль в жизни русского общества последней трети XVII–начала XIX столетия. Поэтому здесь отсутствует сколько-нибудь полное портретирование отдельных, даже очень выдающихся деятелей национального театра. Это цель другой работы.

В культурной и общественной жизни России описываемого времени далеко не последнюю роль играла театрализация всевозможных аспектов быта. Разнообразные зрелища – празднества, приемы, процессии, маскарады, фейерверки и т.д. – сосуществовали рядом с театром, порой опережая его в развитии, иногда тесно переплетаясь с ним, и представляли вместе со сценическим искусством некое единое целое. Они дополняют наше понимание театра той поры и занимают известное место в книге. Достаточное внимание уделено «переломному» моменту в русской культуре – эпохе Петровских реформ и преобразований, когда на первое место выдвинулся как раз не театр, а театрализованные формы общественной жизни, что способствовало активному развитию зрительских потребностей в русском обществе. Поэтому мы сочли нужным перенестись на какое-то время в Петербург.

Чтобы вы смогли почувствовать себя как бы очевидцем описываемых событий, был выбран жанр путешествия, столь популярный в литературе XVIII века. И еще нам больше всего хотелось бы заразить вас тем необыкновенным чувством, которое испытывает исследователь, открывая не известную пока никому страницу истории русского театра или воскрешая заново старую и давно забытую.

Как в каждом путешествии в мир далекий и в чем-то совсем новый, вас ждут неожиданности: издали многие предметы кажутся совсем иными, нежели при ближайшем и пристальном рассмотрении; теперь очертания их станут более реальны и узнаваемы. Вдобавок форма путешествия дает известную свободу в обозрении явлений: одни хочется разглядеть более внимательно, а по другим только скользнуть взглядом, подмечая лишь отдельные, дополнительные к предыдущим впечатлениям штрихи и подробности.

Приводимые здесь факты взяты из документальных материалов и различных свидетельств современников. Также цитируются весьма разнородные источники: архивные документы (известные ранее и вновь найденные); воспоминания (повествующие о событиях с оттенком личностного отношения к ним мемуариста-очевидца и сообщенные последующими поколениями – детьми и внуками, передающими кое-что в виде легенд, в каждой из которых, однако, обязательно присутствует дух времени); литературные и драматургические произведения описываемой эпохи. Все это в совокупности и создает неповторимое ощущение конкретного исторического периода.

Избранную манеру повествования, позволяющую глубже погрузиться в театральную атмосферу того времени и явственно почувствовать его особые приметы, можно рассматривать как некую беллетризацию документально обоснованного текста. Пришлось прибегнуть к несколько непривычному (в научных работах) способу цитирования - цитаты даются в орфографии подлинника, однако пунктуация (зачастую в документах отсутствующая) приближена к современным правилам. Тексты иностранных авторов цитируются по русским переводам, сделанным и опубликованным с XVIII по XX век. Библиографический аппарат оформлен отдельно в виде списка использованных источников.

Мы постарались не только описать, но и возможно полнее проиллюстрировать театральные и связанные с ними бытовые явления. Задача эта оказалась очень нелегкой, так как изобразительного материала, оставшегося от тех эпох, сохранилось крайне мало: в белокаменной столице свирепствовал далеко не один пожар. Пока не удалось, например, найти портреты даже таких знаменитых московских актеров, как М. Синявская и Я. Шушерин.

Что касается внешнего оформления спектаклей, то кроме материалов, относящихся к конкретным театрам и постановкам, использовался, где это возможно, принцип исторических аналогий. Поэтому были включены эскизы французского художника Л. Р. Боке и итальянского – Л. Марини. Эти мастера являлись творцами театральных костюмов, бывших эталоном для многих западноевропейских трупп, и, естественно, оказали влияние на русскую сцену. Представлены также эскизы декораций как отечественных, так и иностранных художников – в частности, П. Гонзаго, работавшего в России в конце XVIII – начале XIX века, и Санквирико, создававшего, если можно так выразиться, стереотипные для своего времени комплекты декораций к оперным и балетным спектаклям, которые служили образцом для многих театров начала XIX века.

Далее ► Московия XVII столетия

Главная ► Мода и история театра