ИСТОРИЯ МАСКИ, МОДЫ, КУКЛЫ И КОСТЮМА
История костюма История русского театра Куклы и сцена Маски и театр
А Б В Г Д Е Ж З И К Л М Н О П Р С Т У Ф Х Ц Ч Ш Э Ю Я

Московия XVII столетия


Центром России последней трети XVII века была, конечно же, Москва — к ней стекались дороги всего государства, многими называемого тогда Московией. В те времена издали она представлялась приезжим «достаточно великой и обширной, очень красивой и даже восхитительной, благодаря множеству монастырей и церквей». Когда же путешественники подъезжали ближе, то столица оказывалась, «как и все русские города, всего лишь поселением, устроенным без всякого архитектурного порядка», к которому привык глаз чужестранца. На самом же деле Москва была «словно собственный маленький мир», со своими особыми законами.




Алексей Михайлович (1629–1676). Русский царь с 1645 года, второй монарх династии Романовых.
Мария Ильинична Милославская

Мария Ильинична Милославская, первая супруга царя Алексея Михайловича Романова.

Алексей Михайлович, сын и преемник царя Михаила Федоровича Романова, в 16 лет, потеряв вначале отца, а вскоре и мать, он вступил на престол, женившись на Марии Ильиничне Милославской. До самой ее смерти царь был примерным семьянином, нажил с нею 13 детей (в том числе будущих царей Федора и Ивана, а также царевну-правительницу Софью).

Мы приглашаем вас заглянуть в далекое прошлое нашей театральной истории и как бы совершить путешествие по старинной Москве и ее окрестностям. Все будет занимать нас там: тогдашний быт, нравы, обычаи, а главное — театр и жизнь вокруг него.



Дома, в основном из дерева («у простолюдинов в один ярус, у остальных — не выше двух»), грудились между кольцами каменных и деревянных городских стен и перемежались садами, пустырями и лужайками. В самой сердцевине этих многочисленных, прихотливо извивавшихся колец высился Кремль, куда вели пять ворот.

Внутри его «находилось более тридцати храмов, два монастыря: мужской и женский, кругообразно расположены почти все суды, аптека, Патриарший двор и дома некоторых придворных, а посередине колокольня, называемая Иван Великий, в такой степени превосходящая высотою все остальные, что смело могла поспорить с величайшими в Европе колокольнями; как бы венцом всему этому служили обширнейшие царские дворцы, из которых один каменный выдавался и внешним видом своим и величиною, другой — деревянный, где государь обыкновенно обитал зимой (ради укрепления своего здоровья), и третий также каменный, выстроенный с большим изяществом и в котором некогда проживал Илья Данилович — тесть нынешнего государя» Алексея Михайловича.

Аполлинарий Васнецов Гонцы

Художник Аполлинарий Михайлович Васнецов.
Гонцы. Ранним утром в Кремле. Начало XVII века.

На Кремль устремлены были взоры всех московитов, «почитавших государя почти богоподобным» и подчинявших свою жизнь его воле. По Кремлю отсчитывала и вся страна свое время, так как на Спасских, или Фроловских, воротах находились почти единственные городские часы, специально построенные англичанином Христофором Галловеем. Они делили сутки на часы «денные и ношные», отмеряемые от восхода и захода солнца, поэтому количество дневных и ночных часов менялось каждые две недели. Огромный циферблат с двадцатью четырьмя делениями вращался вокруг луча-стрелки, укрепленной неподвижно, и каждый час играла колокольная «перечастная» музыка.

По бою этих часов оживала и замирала жизнь торговых рядов у стен Кремля в Китай-городе. Здесь располагались два огромных гостиных двора, выстроенных исключительно из камня, а вокруг них разбегались многочисленные ряды рынка, где «всему точно определен свой ряд и все они прекрасно и удобно расположены, так что покупателю дается полная возможность выбрать наилучшее из всех, собранных в одном месте, тех или иных товаров; не мало увеличивает красоту рынка то, что на нем нет ни одного жилого помещения, дабы таким образом держать огонь, сильно свирепствующий в этом городе, как можно далее».

Аполлинарий Васнецов Спасские Водяные ворота

Художник Аполлинарий Михайлович Васнецов.
Спасские Водяные ворота Китай-города в XVII веке.

Пожары в те времена иногда уносили до тысячи построек, поскольку московиты, «пренебрегая каменными домами, полагали, что гораздо здоровее, по причине сильных и постоянных холодов, деревянные». Частые пожары научили русских очень быстро строить свои жилища, но «поэтому же самому они мало заботились об их украшении, так как в случае пожара они теряли только четыре стены; они не имели даже кроватей, исключая только некоторых знатных бояр; для них достаточно простой доски, покрытой летом платьем, зимой же куском сукна или шубой». Войдя в дом, даже не бедный, можно было увидеть всего лишь «печь для варки пищи, стол со скамьями и небольшую икону какого-нибудь святого». Бояре жили также очень тесно и в деревянных (по большей части) домах. Повседневная утварь их была «весьма малочисленна и неизящна: несколько ложек роговых, деревянных или оловянных, нож, глиняные кастрюли и горшки да стол без тарелок и скатерти».

Боярин Артамон Матвеев →



При использовании представленных на сайте материалов линк на наш проект «Мода и история театра» приветствуется! Размещенные на сайте статьи являются компиляцией множества справочных и литературных источников. Сотрудники проекта уважают права авторов и размещают тексты с разрешения правообладателей. Если найдете ошибку в статьях или дизайне, просьба сообщить .





Copyright 2011-2017 © SBL