Московия XVII столетия
Боярин Артамон Матвеев
Рождение первого театра
Устройство первого театра
Комедийная хоромина
Царевна Софья и игрище
Царская семья и комедии
Первые комедии Московии
Князь Василий Голицын
Дом боярина Голицына
Шатровая палата боярина
Царевна Софья и Голицын
Меценат и просветитель
История русского театра делится на несколько основных этапов. Начальный, игрищный этап зарождается в родовом обществе и заканчивается к XVII веку, когда вместе с новым периодом русской истории начинается и новый, более зрелый этап в развитии театра, завершаемый учреждением в России постоянного государственного профессионального театра в 1756 году.
Скудость материала вынуждает исследователя пользоваться методом гипотез в большей мере, чем хотелось бы, ибо без их помощи невозможно нарисовать более или менее стройную картину развития раннего русского театра. Не все здесь покажется бесспорным. К числу дискуссионных относятся вопросы о влиянии греческих причерноморских колоний на театральную культуру восточных славян, о происхождении скоморошества и его роли в создании русского театра, о знакомстве Киевской Руси с театром, о происхождении и времени создания крупнейших устных народных драм, о жанровых разновидностях драматургии городского демократического театра. Может вызвать возражения и метод использования позднейших фольклорных записей для характеристики древнейшей театральной культуры. Думается, однако, что он вполне допустим, так как многие фольклорные художественные образы, представления и приемы достаточно прочны и были близкими народу на протяжении веков.
Художник Всеволод Борисович Иванов. Русь Ведическая.
В разрешении вопроса о происхождении театра большую помощь оказывает ознакомление с ранней театральной терминологией. Термины «театр», «драма» вошли в русский словарь лишь в XVIII веке. В конце XVII века бытовал термин «комедия», а на всем протяжении века – «потеха» (Потешный чулан, Потешная палата, потехи, потешные ребята, ребята тешили и пр.). В народных же массах термину «театр» предшествовал термин «позорище», термину «драма» – «игрище», «игра». Они встречаются еще в «Повести временных лет». В русском средневековье были распространены синонимичные им определения – «бесовские», или «сатанинские», скоморошьи игры. В церковной и церковно-школьной практике пользовались термином «действо». Столь большое разнообразие названий определяется исторически. Оно связано не только с различием эпох, но и с той или иной социальной средой.
Ранняя театральная терминология чрезвычайно емка и потому недостаточно определенна. Так, потехами
называли и всевозможные диковинки, привозившиеся иностранцами в XVI–XVII веках,
и фейерверки. Потехами называли и воинские занятия молодого царя Петра I.
Емкость термина «игрище» раскрывает И. И. Срезневский в своих «Материалах для
словаря древнерусского языка». Еще в «Повести временных лет» встречается
выражение: «Схожахуся на игрища, на плясанье и на вся бесовьская игрища». В
Новгородской летописи сказано: «Преложю праздник-чьи ваша в пла и игрища ваша в
сетование»; в «Кормчей»: «Не подобает... мьнихоу на оуристание коньное въсходити,
еже есть игрище». Кирилл Туровский упоминает «срамословие... в пиру... и на
игрищах, и на улицах»; патриарх Иоаким обличает «бесовские действа и игрища в
навечерие рождества Христова». В одной песне поется:
По игрищам душа много похаживала,
Под всякие игры много плясывала.

Костюм скомороха
Термин «игрище» обозначает также место действия. Так, в «Златоструе» говорится: «Цркви стоять зарастайте, а игрища оутлачены»; в «Повести временных лет» : «Види бо игрища оутолочена и людии и много множьство»; в «Сборнике поучений» : «Дела оставльше, събираються на игрищих».
Термину «игрище» близок термин «игра» («бесовские игры», «идольские игры», «игры скоморошеские», «пировальные игры» – scetticos ludos – «всякое играние, и гусли, и смыки, и сопели, и всякое глумление, и позорище, и плясание»), В этом смысле игрой, игрищем называли и свадьбу и ряжение. До сих пор говорится «играть свадьбу», «играть песню», что вовсе не равнозначно – «петь песню». Совершенно иное значение имеет «игра» в отношении музыкальных инструментов: «игра» в сурны, в бубны, в сопели, в трубы, «игра гудцев» и т. п. Термины «игрище» и «игра» в применении к устной драме сохранились в народе вплоть до XIX и XX веков, что подтверждается записями этнографов и фольклористов.
Искусство русского народа, как и искусство всех других народов, зародилось в недрах производственных процессов. Трудовая основа и трудовые связи искусства многообразны. Одни виды и роды искусства входили непосредственно в трудовые процессы. Таковы трудовые песни, организующие и упорядочивающие коллективные и индивидуальные ритмические движения (например, песни молотобойцев, сеятелей и пр.; одним из позднейших вариантов таких песен является русская «Дубинушка»). Таковы же и некоторые виды плясок (примером могут служить пляски при обмолоте колосьев или при мятье глины ногами). Сюда же можно отнести маскирование и ряжение на охоте и во время боевых столкновений.
Другие виды и роды искусств лишь сопровождают и тем облегчают трудовые процессы; таковы, например, посиделочные песни. Третьи повествуют о труде графически или драматически, воспроизводя эпизоды того или иного производства. Графическое воспроизведение мы наблюдаем, в частности, в «ткацком хороводе», описание и зарисовку которого опубликовал П. В. Шейн. Такой хоровод в 1928 году заснят нами на кинопленку в деревне Варзуга на Кольском полуострове. Таковы же прядильные танцы «Прялиця-кокориця» или «Звездочка», записанные и снятые нами в 1927 году на реке Мезени Архангельской области. В ткацком хороводе движение воспроизводит навивание нитки, снование и ход челнока; в прядильных танцах воспроизводится ход колесной, так называемой «немецкой» прялки. Великий русский исторический живописец Виктор Михайлович Васнецов в своих произведениях изображал игрища, героев и мифических существ из сказок и древнерусских былин, которые, собственно, у него зачастую и становились темами больших философских полотен.