ИСТОРИЯ МАСКИ, МОДЫ, КУКЛЫ И КОСТЮМА
История костюма История русского театра Куклы и сцена Маски и театр
А Б В Г Д Е Ж З И К Л М Н О П Р С Т У Ф Х Ц Ч Ш Э Ю Я

Публичный театр при Воспитательном доме


Между тем в Воспитательном доме продолжалось преподавание «изящных искусств». Теперь в качестве танцмейстера был взят «известный всей публике» Леопольд Парадиз и в помощники к нему — Кузьма Морелли. «Италианскому пению» обучал знаменитый в Москве Бечи, «российской вокальной музыке» — певчий Дмитрий Понченко, «на клавикордах — клавикордный мастер Николай Мейер», инструментальной музыке — несколько музыкантов «под присмотром первой скрипки Сартория», а «акции» (то есть драматическому мастерству) — вместо умершего Калиграфа — первые Медоксовы актеры Василий Померанцев и Иван Лапин.

Французские комедианты

Ватто Антуан. Французские комедианты (фрагмент), 1720-1721 годы.

Всем театральным делом Воспитательного дома взялся заведовать «цесарской службы отставной капитан барон Арист Федоров сын Ванжура» — опытный музыкант и знаток сцены, сочинивший проект огромного по размаху театрального предприятия, которое впоследствии могло бы иметь театры не только в Москве, но и «в четырех лутчих губерниях Империи», и тем самым «не токмо для обучения в вышепоказанных искусствах детей все издержки сберечь, но еще сверх сего Воспитательному дому довольно знатную сумму со временем приобресть можно».



В августе 1783 года в Петербурге закрылся «вольный» театр Книппера. Часть его актеров, бывших питомцев Воспитательного дома, вернулась в Москву, и решено было учредить при доме свой публичный театр «за деньги», для чего оборудовали «в состоящем при доме корпусе, называемом Корделож, временный театр», именовавшийся в афишах «малым». Здесь устроили партер и две галереи: верхнюю и нижнюю. Почтенную публику известили, что «представляемое позорище питомцами оного дома состоять будет из Пантомима в трех действиях, называемого «Морские разбойники, или Арлекин, зделавшийся щастливым в невольничестве». В этот вечер, 9 февраля 1784 года, показали еще и балет «Венера и Адонис». Екатерина II, лично покровительствовавшая Воспитательному дому, пожаловала ему «находящийся в Москве старый придворный деревянный театр со всем, что к оному принадлежит», — известный уже нам Оперный дом на Яузе.

Итальянская комедия

Ватто Антуан. Итальянская комедия (фрагмент), 1720 год.

Для Медокса открытие второго публичного театра означало гибель, хотя в этот момент «многим охотникам» лож у него «не доставало». Тягаться с Воспитательным домом было, конечно, рискованно, но он вступил в борьбу. Действительно, господа, входящие в Опекунский совет, разъяренно огрызались на то, что Медокс «заводимый при оном театр с театрами частных людей сравнивать осмеливается» и даже «утруждал» своими жалобами императрицу. За антрепренера вступился перед Екатериной «главный начальник Москвы» граф Захар Григорьевич Чернышев. Государыня ему отвечала, что желает «согласить целость данного Медоксу дозволения с прямым разумом прав Воспитательного дома». А Иван Иванович Бецкий высказал мнение: появление такого театра — с платою за вход — противоречит цели учреждения, состоявшей в том, «чтобы обоего пола воспитанники между протчими имели и театральные искусства, дабы по выходе своем тем, к чему более склонности окажут, могли доставить себе свободное пропитание». На основании этого театр закрыли, и Опекунский совет в конце 1784 года договорился с Медоксом о том, чтобы он принял «всех питомцев обоего пола, находящихся при театре Воспитательного дома — актеров, танцовщиков и музыкантов, на свое жалованье и иждивение» (включало это «иждивение» и содержание за его счет учителей для актеров-воспитанников, нуждавшихся еще в совершенствовании своего мастерства). Все они влились в труппу Петровского театра и в тот год, когда мы с вами посетили Москву, уже выступали на его сцене.

Вот какие страсти кипели в это время в заведении, казалось бы, совсем далеком от искусства. Прогулка подходила к концу, и, обойдя громаду Воспитательного дома, где и сейчас еще находился оборудованный театральный зал «для упражнения детей», нужно было подняться по Варварке к Красной площади, а миновав ее, выйти к Охотному ряду и от него перейти на Моховую. Отсюда мы повернем на Никитскую. На одном ее углу стоял бывший дом Репнина, занятый теперь Университетом, — в нем также имелся зал для театральных упражнений студентов. Комедии и «публичные декламации» во многом развивали умение правильно говорить, и поэтому их разыгрывали дети и «по домам», и в Университете, и в Воспитательном доме, и во многих частных пансионах.

Иноземные учителя →



При использовании представленных на сайте материалов линк на наш проект «Мода и история театра» приветствуется! Размещенные на сайте статьи являются компиляцией множества справочных и литературных источников. Сотрудники проекта уважают права авторов и размещают тексты с разрешения правообладателей. Если найдете ошибку в статьях или дизайне, просьба сообщить .





Copyright 2011-2017 © SBL