ИСТОРИЯ МАСКИ, МОДЫ, КУКЛЫ И КОСТЮМА
История костюма История русского театра Куклы и сцена Маски и театр
А Б В Г Д Е Ж З И К Л М Н О П Р С Т У Ф Х Ц Ч Ш Э Ю Я

Иноземные учителя


В русском обществе этого времени вообще бурно развивалась «мода на образование». Иноземцы удивлялись: «Нет страны, где бы столько тратилось на образование, как в России. Здесь видишь в высшем сословии чуть не столько же воспитателей, сколько детей». (Правда, результаты этого модного дорогостоящего предприятия совсем не всегда бывали прямо пропорциональны затратам на него.) Путешественники в своих дневниках отмечали: «Большинство гувернеров иностранцы, преимущественно французы и швейцарцы. Немцы, несмотря на свои достоинства и педагогическую эрудицию, не могут конкурировать с ними». Французомания, начавшаяся еще при Елизавете Петровне, достигла теперь размеров необыкновенных: «Дворянин, который желает быть светским человеком, должен иметь датскую собаку, скорохода, толпу прислуги и обязательно француза-учителя». И через тогдашние газеты вопрошали о том не только дворяне, но и купцы: «Потребен французской нации учитель французского языка с данным от университета аттестатом; да оной же нации два человека в дядьки. Желающие для договору могут явиться на Малой Дмитровке в дом купца Михайла Мещагина».

Иванов Приезд иноземцев

Приезд иноземцев. Картина С. И. Иванова.

Один из секретарей французского посольства констатировал в это время, что его соотечественников «здесь развелось столько же, сколько насекомых в жарких странах»; многие из них «нажили приличное состояние и ведут приятную жизнь». Некоторые приезжали в Россию целыми семьями и через «Московские ведомости» выражали желание иметь «приятную жизнь»: «Господин Парлу, танцевальный мастер, желает такого места, где бы он с женою мог жить и всегда в Москве остаться. Жена его хочет обучать детей по-французски, а он танцевать. За оные труды они требуют избавиться от всех домашних расходов, как условленность будет».

Один из знаменитых русских острословов — князь Петр Вяземский сказал: «А не побоялся Петр Великий, прорубая окно в Европу, что через него залезут к нам воры!» И, как бы официально подтверждая это, сам французский посол чистосердечно признавал: «Правда, что тогда в Россию приезжало множество негодных французов, развратных женщин, искателей приключений, лакеев, которые ловким обращением и умением изъясняться скрывали свое звание и невежество. Любопытно и забавно было видеть, каких странных людей назначали учителями и наставниками детей в иных домах в столице и особенно внутри России». «Внутри» России часто за неимением француза желали иметь хотя бы какого-нибудь иностранца, но чтобы он непременно обучал в первую очередь «по-французски».



Особенно бросалось в глаза обилие французов в Москве, городе, где иностранцев вообще находилось гораздо меньше, чем в Петербурге, и где во многом подражание французам принимало карикатурные размеры: «Русские переносят вас во Францию, не сознавая нимало, насколько это унизительно для их страны и для них самих», — отмечали англичане, наделенные повышенным чувством собственного достоинства. Скопированные у французов манеры, ужимки, моды, язык — заполнили дома многих русских бар.

В это время знать предпочитала селиться на Никитской и примыкавших к ней улицах и переулках. Здесь находились дворы Головкиных, Дашковой, Владимира Орлова, Потемкина, Суворова, Чернышевых. Никитская одна из первых в Москве целиком отстроилась каменными покоями в два и два с половиной этажа и выставила напоказ свои нарядные фасады. В каждом доме по вечерам в огромных залах зажигались сотни свечей, отчего и на улице становилось непривычно светло. Из окон неслась музыка и какие-то еще трудно различимые, но манящие звуки. Почти в каждой такой празднично освещенной зале устраивались в эти годы спектакли или концерты, собиравшие особенно много публики осенью и зимой.

Именины дочерей графа Орлова →


При использовании представленных на сайте материалов линк на наш проект «Мода и история театра» приветствуется! Размещенные на сайте статьи являются компиляцией множества справочных и литературных источников. Сотрудники проекта уважают права авторов и размещают тексты с разрешения правообладателей. Если найдете ошибку в статьях или дизайне, просьба сообщить .





Copyright 2011-2017 © SBL