ИСТОРИЯ МАСКИ, МОДЫ, КУКЛЫ И КОСТЮМА
История костюма История русского театра Куклы и сцена Маски и театр
А Б В Г Д Е Ж З И К Л М Н О П Р С Т У Ф Х Ц Ч Ш Э Ю Я

Иоганн Христофор Зигмунд


Иоганн Христофор Зигмунд, живший в России уже почти десять лет, приехал из Курляндии в начале царствования Анны Иоанновны и стал известен как «показыватель» механических кукол. Не раз он вместе с женой выступал «в комнате Ее Императорского Величества» и вскоре получил разрешение давать публичные спектакли, о чем сообщала афиша: «Известно чинится, что недавно прибывшие сюды Немецкие показыватели выпускных кукол смотрения достойную комедию представлять будут: «О преступлении прародителей Адама и Евы. Где показаны будут виды неба, ада и красного рая с различными зверями и приятным пением птиц».

Собственно, Иоганн Зигмунд слыл довольно хорошим механиком — их искусство расцветало в это время в Европе. Правда, в Москве, они появлялись пока эпизодически, и тогда любопытство обывателей разжигали следующие объявления: «Инвентатор будет предъявлять театр в лице и перспективе или натуральное показание света, чего здесь никогда еще не видали. Оное особливо состоит в мудрых перспективных машинах, чрез которые небо и Земля, месяц с рождения своего до полна и последней четверти, также и звезды. Воздух и Вода, горы, леса, городы и замки, гавани, корабельные ходы и с них стрельба, и многие другие вещи и протче. Таким натуральным образом предъявлены будут, якобы как горизонтом скрыто, предъявляет вечернюю и утреннюю зарю и придает всему театру особливую преизрядную приятность. В каждые два дни по четыре новые премены предъявлятися будут:

1. Како Дебои Эсперанци или место доброй надежды в Африке в половину пути в Остиндию, мимоходящие корабли из пушек поздравляют, которых от стоящих на якоре ответствуется.

2. Город Рим с стороны реки Тибера, где видеть можно крепкой и изрядной костел Санкт Ангелло, у так названного Ангелского мосту, церковь святого Петра и палаты папежские.

3. Город Гори стоит в провинции Галандии, мимоходящие корабли оной пушечною стрельбою поздравляют и с кораблей на якоре стоящих, им паки ответствуетца.

4. Цесарской вольной имперской город Гамбург. При том из пушек поздравляется и из пушек со города палить будут.

Все вышеписанное показано будет у Красных Триумфальных ворот в Магистратском доме. Начало того по полудни о четвертом часе».



Зигмунд же оживлял всевозможные механические чудеса еще и куклами, которые не просто двигались, а представляли разные сюжеты. Кукольные комедии знали в России издавна, однако в середине XVII века они подверглись гонениям (вместе со всеми языческими развлечениями) и вновь стали возрождаться лишь к концу столетия. Во времена Петра I появились иностранные кукольники — в их числе уже известный нам Ян Сплавский, «гастролировавший» даже по разным русским городам. Среди мастеров этого дела попадались самые разные: те, кто представлял комедию простейшими перчаточными куклами и марионетками, и те, кто удивлял всех сложнейшими самодвижущимися фигурами.

Иоганн Зигмунд обосновался в тридцатые годы в Петербурге «в Большой Морской улице под вывеской выпускных кукол». Будучи достаточно предприимчивым, он чутко уловил момент, когда можно было начать большое театральное дело. Ситуация сложилась так, что зрителя — которого массово начал формировать и воспитывать еще Петр I — уже не удовлетворяли случайно возникавшие доморощенные любительские комедии. И Зигмунд с женой Елизаветой задумали свое предприятие так широко, как это подсказывала публика: они получили «привилегию» содержать театр в Санкт-Петербурге, Москве, Риге, Нарве, Ревеле и Выборге, причем в обеих столицах им дозволялось построить «комедианские дома» (для чего пожаловали земли), а в остальных городах «комедии играть в наемных у партикулярных людей домах или на наемных же у тамошних жителей землях, в построенных своим иждивением покоях». Это предполагало и наличие сразу нескольких трупп или по крайней мере групп артистов, сменявших друг друга, что обновляло репертуар и тем самым помогало поддерживать интерес зрителей.

Немецкая труппа →


При использовании представленных на сайте материалов линк на наш проект «Мода и история театра» приветствуется! Размещенные на сайте статьи являются компиляцией множества справочных и литературных источников. Сотрудники проекта уважают права авторов и размещают тексты с разрешения правообладателей. Если найдете ошибку в статьях или дизайне, просьба сообщить .





Copyright 2011-2017 © SBL