ИСТОРИЯ МАСКИ, МОДЫ, КУКЛЫ И КОСТЮМА
История костюма История русского театра Куклы и сцена Маски и театр
А Б В Г Д Е Ж З И К Л М Н О П Р С Т У Ф Х Ц Ч Ш Э Ю Я

Переезд в новую столицу


Но, как только Петр со своими приближенными отбывал из Москвы, театральное оживление сменялось почти полным застоем. Столбняк поражал не только еще неопытных зрителей, не только еще неумелых актеров, но даже и самого устроителя — «начального комедианта» Отто Фюрста, бывшего, впрочем, еще не очень профессиональным в театральном деле. Однако в русских актерах (не во всех, но во многих) уже вспыхнула искра любви к своей профессии и начал «прорастать» талант, требовавший развития. Они стали жаловаться на нерадение своего руководителя, что «он, иноземец, их, комедиантов, учит не с прилежанием и для учения бывает в комедийном доме не на многие времена: в неделю и в две (раз), и учит час и два, и оттого в учении чинит замедление, и которые комедии они, комедианты, выучили и те комедии за нерадением его, в кумплиментах и за недознанием в речах, действуют в нетвердости (для того, что он, иноземец, их русского поведения не знает)». Поэтому они просили для «надзирания над ними выбрать из них же, русских комедиантов», одного или двух человек. А самому Фюрсту «приходить в неделю по дважды: во вторник и в пяток, в зимнее время со второго часа по шестой, в летнее время с третьего до десятый час, учить комплиментов, чтоб им, комедиантам, те комедии, которые у них будут в науке, можно б было действовать без него, учителя».

Точно не известно: возникли ли раздоры между русскими и немецкими актерами, посещали ли зрители охотнее русские комедии, шло ли соперничество между двумя труппами, хотелось ли русским актерам большей самостоятельности, а немецким — большей прибыли или более активной деятельности, — только в начале 1706 года кончились контракты немецких актеров (заключали их на два года, и на исходе был второй срок) и они запросились восвояси.



Удерживать немецкую труппу не стали. Предложили остаться только актрисе Анне Кунст и комедианту Ягану Бендлеру: вероятно, очень нравился зрителям их комических дуэт, а кроме того, Анна Кунст была первой и пока единственной актрисой, не считая «спевавших» фон Пагенкампф и фон Вилинг. Однако и Анна Кунст и Яган Бендлер выразили желание уехать на родину и отбыли вместе со всеми, оставив своего бывшего «начального комедианта» Отто Фюрста при его прежней профессии золотых дел мастера.

А вскоре и русские актеры оказались без своего высокого покровителя — в конце февраля умер боярин Федор Алексеевич Головин. В последний путь его провожали печально-торжественно, и в этой церемонии далеко не последняя роль отводилась сценическому реквизиту и костюмам из комедийной храмины, а самого Федора Алексеевича (вернее, его тело) облачили в театральные рыцарские доспехи.

Похороны оказались символичными для судьбы русского публичного театра — вскоре он перестает существовать в Москве в том виде, в каком задумывал его Петр. А сам царь душой и всеми помыслами был уже в стороне северной, во вновь основанном им городе, которому Первопрестольная уступала постепенно звание столицы. Вместе с тем, готовясь к серьезным военным действиям, в 1707 году государь решил укрепить Москву, и прежде всего Кремль и Китай-город. Сооружение оборонительных укреплений он возложил на поручика Василия Дмитриевича Корчмина. Среди прочих мер ему предписывалось в Китае «от Неглинны до Москвы-реки зделать везде болварки, ров и контрошкарф, и дворы разломать». Неукоснительно выполняя царский указ, Корчмин начал разбирать и комедиальную храмину и «сказал, что, разобрав, велит перевесть на печатной двор и на подворье Богоявленского монастыря». Узнав об этом, Петр огорчился и пенял рьяному поручику: «Я слышу, что вы хочете ряды и камедийской двор ломать. Преже времени того не надлежит делать». Работы приостановили, сруб покрыли опять крышею, но «токмо от той разборки многое повредилось», и действовать хоромина уже не могла.

Никитин Портрет царевны Натальи Алексеевны

Иван Никитин. Портрет царевны Натальи Алексеевны, 1716 год.

Актеры частью разбрелись, остальные же попали в домашний театр Натальи Алексеевны — любимой сестры Петра I. Царевна Наталья забрала «уборы все комедийные, платье и преспективы», а также «списки со всех переведенных комедий» (то есть тексты пьес) к себе в Преображенское, где старую, сооруженную еще при ее отце Алексее Михайловиче комедийную хоромину она наполняет в это время новой жизнью.

Однако государь приказал всем родовитым и служилым москвичам оставить старую столицу насовсем и переехать в новую. Сколько было пролито слез, сколько было послано проклятий сырому и безлюдному месту, на котором вырастал молодой Петербург! Но царский указ непререкаем, и гнев Петра страшен. Многим пришлось покинуть Москву (в том числе царевне Наталье — любимое Преображенское, царице Прасковье с дочерьми — богатое и привольное Измайлово) и в 1708 году пуститься со множеством карет, колымаг, телег и повозок в пустынный, холодный и болотистый Санкт-Питер-Бурх.

Мы с вами тоже должны побывать в этом городе: тогда нам станет более понятно то, что произойдет в последующие времена в театральной жизни Москвы, так как именно в Петербурге в эти годы рождались и формировались многие общественные и культурные явления, оказавшие значительное влияние на всю российскую действительность.

Путешествие в Петербург →



При использовании представленных на сайте материалов линк на наш проект «Мода и история театра» приветствуется! Размещенные на сайте статьи являются компиляцией множества справочных и литературных источников. Сотрудники проекта уважают права авторов и размещают тексты с разрешения правообладателей. Если найдете ошибку в статьях или дизайне, просьба сообщить .

Великие женщины XX века




Copyright 2011-2017 © SBL