История моды маски куклы костюма

Петр Борисович Шереметев

Одним из первых среди русских вельмож завел свой домашний театр Петр Борисович Шереметев. Этот театр являлся лучшим из всех других того же рода, возникавших в те годы как грибы после дождя и так же быстро исчезавших. Чтобы он родился и просуществовал почти четверть века на должном художественном уровне, нужно было многое: высокая культура его владельца, у которого появляется постоянная потребность в сценическом искусстве; особая любовь или даже талант к театру – ими Шереметевы обладали на протяжении нескольких поколений; и, наконец, огромные денежные средства.

Петр Борисович Шереметев
Петр Борисович Шереметев.
Портрет кисти художника Ивана Аргунова.
Останкинский дворец, музей творчества крепостных.

Петр Борисович по своим связям родства, дружбы и знакомства с юности находился очень близко ко двору, что накладывало определенную печать на его положение в обществе. В 1743 году он женился на Варваре Алексеевне Черкасской – невесте далеко не самой юной, но, пожалуй, самой богатой и знатной. Княжне шел в ту пору тридцать второй год. За нею было баснословное приданое и «прошлое, не лишенное бурь и испытаний». Еще во времена Преобразователя России она девочкой блистала на ассамблеях и вообще росла в атмосфере новаций: без робости скакала верхом и у самого государя получила первые уроки стрельбы из карабина.

Отец ее, Алексей Михайлович Черкасский, издавна водил дружбу с отцом будущего мужа княжны – Борисом Петровичем Шереметевым, который еще в малолетство Петра I «употребляем был в заграничных посольствах». Шереметев видел прекрасную Вену и пышный двор Леопольда, богатую Венецию и дожа во всем его великолепии, величественный Рим и, наконец, посетил Мальту. Возвратившись в отечество, он первым предстал перед царем во французском кафтане. Будучи передовым не только по одежде, а и по образу мыслей, Шереметев стал помощником монарха в его начинаниях. В быту Борис Петрович старался «подать собою пример некоторой утонченности» нравов. Только его и Михаила Голицына государь избавил от наказания кубком «Большого орла», что свидетельствовало об особом к ним уважении.

Варвара Алексеевна Шереметева Черкасская
Шереметева Варвара Алексеевна (урожденная Черкасская).
Портрет кисти художника Ивана Петровича Аргунова.

После смерти Шереметева близкими приятелями Черкасского становятся Василий Никитич Татищев и Феофан Прокопович. В доме князя на Никольской улице составлена была при участии Прокоповича и Кантемира знаменитая челобитная об уничтожении «кондиций», благодаря которой Анна Иоанновна восстановила себя как самодержица. Вследствие этого Черкасский пользовался особым расположением императрицы. Его дочь пожаловали во фрейлины и ей одной из всех придворных дам и девиц разрешили «носить локоны», что доказывало благоволение государыни.

Борис Петрович Шереметев
Борис Петрович Шереметев

Граф Борис Петрович Шереметев, генерал-фельдмаршал, тайный советник и орденов Святого Апостола Андрея, Мальтийского, Польского белого и Прусского чёрного орлов кавалер. Гравюра К. Анисимова по рисунку Ивана Аргунова. XVIII век.

Сама Анна Иоанновна просватала свою любимицу за обер-гофмаршала Лёвенвольде, но помолвка расстроилась: вероятно, княжну оскорбляли бесконечные любовные связи жениха, после которых «объявлялись публично» их «плоды». Личным символом Варвары Алексеевны был лев с девизом «Не свирепствую, но непреодолим». За эти черты характера она получила от знаменитого Антиоха Кантемира прозвище «тигрицы». В течение многих лет он пытался приручить ее гордое сердце. Антиох читал княжне свои стихи и переводы, у него она почерпнула познания о театре и драматургии. Однако этот брачный союз тоже не состоялся: мать княжны «ждала кого-нибудь из сынов Юпитера, чтобы выбрать себе зятя».

Алексей Михайлович Черкасский
Алексей Михайлович Черкасский

Князь Алексей Михайлович Черкасский (1680–1742), канцлер Российской империи с 1741 года по 1742, один из богатейших вельмож России, последний в роде Черкасских.

Несмотря на расположение Анны Иоанновны, Черкасская часто жила в Москве. Здесь она общалась с приближенными цесаревны Елизаветы Петровны, а тетка княжны, Анастасия Ивановна Кантемир, являлась в те годы близкой приятельницей будущей императрицы. С момента восшествия на престол Елизаветы Варвару Алексеевну определили в камер-фрейлины ко двору новой государыни, не без участия которой совершился ее брак с Шереметевым.

Кроме огромного приданого и начинавшей уже блекнуть красоты Варвара Алексеевна принесла в дом своего мужа любовь к всевозможным развлечениям. Среди них – домашние музицирования и театр. Ей было легко удовлетворить эту свою страсть: с участием целых семей «собственных» талантливых мастеровых, художников, музыкантов – Аргуновых, Красовских, Фунтусовых, Смагиных – мог сладиться и оркестр, и капелла, и театр.

Княжне повезло: она вышла за человека, родившегося под счастливой звездой, благополучно проводившей его через препоны и интриги нескольких царствований. Возвышались и падали Долгорукие, Голицыны, Лопухины, Головкины, а он оставался не только невредим и богат, но даже в прибыли. Со времени же воцарения Елизаветы и своей женитьбы состояние и положение графа стало совсем особенным; к прочему, он являлся приятелем Разумовского, а позже породнился с ним.

Не принесла перемен и новая власть. Петр III назначил Шереметева обер-камергером. Вручение золотого ключа – знака сего отличия – должно было состояться 29 июня 1762 года, но императора к этому времени уже свергли. Однако Екатерина, нуждавшаяся в поддержке дворян, особенно таких именитых, приказала придворному ювелиру Позье за ночь переделать на камергерском ключе инициалы Петра III на свои собственные, и граф получил его точно в назначенный срок. После столь высокой милости Шереметев старался отличиться в празднествах в честь новой государыни.

Далее ► Домашний театр Шереметева

Главная ► Мода и история театра