История моды маски куклы костюма

Домашний театр Шереметева

Среди этих торжеств его домашние театральные представления уже занимали такое место, что о них сообщалось в «Санкт-Петербургских ведомостях» за февраль 1765 года: «Первого числа сего месяца Ее Императорское Величество изволила удостоить господина генерала, аншефа, обер-камергера, сенатора, российских орденов Белого Орла и святой Анны кавалера, графа Петра Борисовича Шереметева высочайшим своим присутствием в его доме, где приглашены были его сиятельством дамы и кавалеры первых классов и чужестранные министры.

Анна Петровна Шереметева в костюме Беллоны
Анна Петровна Шереметева
(дочь Петра Борисовича и Варвары Алексеевны)
в костюме Беллоны. Художник И. Лигоцкий, 1760-е годы.

По прибытии ее величества в дом его сиятельства представлена была из знатных персон на нарочно сделанном театре французская комедия «Женившийся философ, или Стыдливый муж», сочиненная стихами г. Нерико Детуш, при которой выбраны были: директором – граф Иван Григорьевич Чернышев, указательницею мест – графиня Анна Александровна Истленьева, супруга графа Чернышева, собиратель билетов – граф Захар Григорьевич Чернышев, директор оркестра – князь Трубецкой».

Роли исполняли князья Хованский, Щербатов и Белосельский, графини Дарья и Наталья Чернышевы, графы Строганов и Сольмс. «По окончании оной комедии была представлена другая, малая «Нравы веков» в одном действии, сделанная прозою . . .». А после состоялся «ужин на сто двадцать кувертов в разных комнатах, который продолжался до полуночи. По окончании ужина, ее императорское величество, оказав монаршее свое удовольствие Гостеприимцу, изволила в свои чертоги возвратиться. Сие театральное представление столь понравилось ее императорскому величеству, что пятого числа сего месяца величайшим своим присутствием удостоить изволила паки оное». Среди актеров «из знатных персон» находились отпрыски самого «гостеприимца»: старшая дочь Анна Петровна, исполнявшая роль Мелиты, и младшие – Варвара и Николай.

Шереметева Варвара Петровна
Шереметева Варвара Петровна,
младшая дочь Петра Борисовича и Варвары Алексеевны.
Автор картины художник Ротари, 1760 год. Государственный Русский музей.

С раннего возраста Петр Борисович окружил своих детей всевозможными учителями. Их обучали игре на нескольких музыкальных инструментах, танцам (Анна и младшие Шереметевы участвовали в придворных любительских балетах), все они умели рисовать. Анна Петровна своей внешностью и воспитанием покорила сердце «взыскательного кавалера» Никиты Ивановича Панина – одного из достойнейших и передовых людей своего времени, и Шереметеву льстил этот предстоящий брак.

Но счастливая звезда Петра Борисовича померкла: он кряду похоронил и любимую жену и красавицу дочь, а еще раньше умер сын Борис. Граф оставил роскошный дом на берегу Невы и переселился «доживать свой век» в подмосковное Кусково.

Однако век его еще не был сочтен. Младшие дети подрастали, и Шереметев вскоре оправился. Молодежь перенесла из Петербурга свои театральные затеи в Москву, в «Китайский» (находящийся в Китай-городе) дом на Никольской улице, а летом – в Кусково. Из прекрасно слаженной капеллы выдвигаются певцы-артисты, к ним подбираются мальчики и девочки из дворовых семей, и начинается жизнь многообещающего домашнего шереметевского театра. Немалую роль в нем сыграл крепостной графа – библиотекарь Василий Григорьевич Вороблевский. Он познал азы театрального искусства еще в юности, обучаясь в Славяно-греко-латинской академии: участвовал в «школьных» спектаклях вместе с будущими знаменитостями русской науки, такими, как Поповский. А когда Николаю Шереметеву исполнилось восемнадцать, то Вороблевского отправили сопровождать его в заграничном путешествии.

Шереметев Петр Борисович
Граф Шереметев Петр Борисович.
Автор картины Пьетро Ротари, 1750-е.
Государственный музей керамики
"Усадьба Кусково XVIII века".
Шереметева Варвара Алексеевна
Графиня Шереметева Варвара Алексеевна.
Автор картины Пьетро Ротари, 1751 год.
Государственный музей керамики
"Усадьба Кусково XVIII века"

Более трех лет жили они в Западной Европе. Николай Петрович слушал лекции в Лейденском университете, осматривал разные города. Больше всего ему понравился Париж: здесь он брал уроки у первого виолончелиста «Гранд-Опера» Ивара, просиживал вечера в лучших театрах, а днем обходил антикварные и книжные лавки, где высматривал и покупал картины, скульптуру, эстампы и книги, большую часть среди которых составляли пьесы, партитуры опер, сочинения о театре и теоретические трактаты Вольтера, Дидро, Руссо, Монтескье и других.

Домашний театр Шереметева в усадьбе Кусково
Домашний театр Шереметева в усадьбе Кусково

Вернувшись в Россию, молодой граф с жаром взялся за преобразование отцовского театра. Ближайшим и самым усердным помощником Николая Петровича становится, конечно же, Василий Вороблевский – на его долю выпадает присмотр за обучением вновь набранных актеров, а также пополнение репертуара переводными пьесами. Зимой спектакли опробовались в Москве, но особенно расцветало театральное дело, когда семья переезжала на лето в Кусково, ставшее к этому времени замечательнейшим местом Подмосковья.

Петр Борисович неожиданно обрел вторую молодость. Около него появилась юная подруга Анна Николаевна – пригожая калмычка с глазами «таракашками». Она была привезена в Россию среди детей знатных калмыков в первые годы царствования Елизаветы Петровны, взята в дом княжной Черкасской (еще до замужества) и воспитана ею. Анна Николаевна «за ласковость» стала любимицей всего семейства Шереметевых; графиню она называла «бабушка», а графа – «дедушка». И, несмотря на такую разницу в возрасте, через несколько лет после смерти Варвары Алексеевны между Анной Николаевной и Петром Борисовичем возникает близость. Вскоре шестидесятилетнего графа окружали трое малышей Реметевых (у незаконнорожденных детей обычно от фамилии отца отбрасывали первый слог), придававших ему новые силы. Он с особым рвением занялся строительством и украшением Кускова, лежащего всего в семи верстах к востоку от Москвы.

Петр Борисович Шереметев был неразрывно связан с елизаветинским временем – тем временем, когда яркая праздничность стала нормой жизни верхушки русских дворян. Всеобщее увлечение театром сказалось в театрализации окружающей обстановки и даже быта, что прежде всего отразилось на архитектурной планировке усадеб, особенно загородных.

Далее ► Усадьба Кусково в Подмосковье

Главная ► Мода и история театра