История моды маски куклы костюма

Театры в усадьбе Кусково


Однако наиболее ярко и полно стремление к театральности выражалось в планировке кусковского парка. Иногда «декорация» из подлинных деревьев и кустарника здесь даже подменялась искусно написанной живописной перспективой, что окончательно перемешивало в сознании гостей иллюзию и реальность. Вершиной всего этого волшебного мира усадьбы Шереметева являлся театр – в Кускове их было целых три.

Грот в Кусково
Грот. Построен в 1756-1761 годах по проекту талантливого крепостного архитектора Федора Аргунова. Фасады декорированы резчиком М. Зиминым, внутренняя отделка выполнена мастером И. Фохтом.

Один из них, Зеленый, обладавший удивительной акустикой, не только вписывался в окружающий пейзаж, но как бы растворялся в нем. Пройдя итальянский сад, гость оказывался у амфитеатра – его травяные скамьи спускались уступами к сцене. Кулисами ей служил боскетный кустарник, искусно посаженный и подстриженный, а декорацией – вид на Бельведер, стоявший вдали над каналом. На этом театре в теплое летнее время давались представления. Одна из опер называлась «Тщетная ревность, или Перевозчик кусковский», а ее продолжением служило «Гулянье, или Садовник кусковский». Все эти «местные» оперы дополнял и украшал балет; особенно хорош на этой сцене бывал «Пастушеский балет».

В конце сада находился «Турецкий киоск», где помещался Малый театр. А на широком лугу выстроили «наподобие храма» Большой театр – тут и шли знаменитые шереметевские спектакли. А дальше... «Неужели есть еще что-то дальше?» – спросите вы. Да, есть: лес, аллеи, галереи с портретами, плантации редчайших тюльпанов, место, называемое «Поля Елисеевы», беседка «Трефиль», пещера «Драконова», пустыня «Капуцынова», бельведер «трельяжный», домик «Лакасина», деревня «Основателева», крепость готическая, оранжерея фруктовая, «дом-пристанище хорошим людям», слободы, конюшни, флигели служителей, скотные и птичьи дворы, «магазейны» для припасов и еще и еще...

Эрмитаж в Кусково
Эрмитаж в Кусково. Построен под руководством архитектора К. И. Бланка в 1765-1767 гг.

Возможно ли, чтобы всем этим владел один человек?! И сколько же понадобилось времени, чтобы все это создать?! Отстроилось Кусково в основном за десятилетие с небольшим, и граф Петр Борисович очень гордился тем, что те «строения изобретены разными славными архитекторами иностранными, а многие и домовым его сиятельства русским архитектором же Федором Аргуновым». Шереметев владел двумястами тысячами крепостных, и среди них имелись целые артели плотников, маляров, резчиков, каменщиков. Многие же из его архитекторов и живописцев составили себе славное имя. Брат Федора Аргунова Иван прославился как прекрасный портретист, его мастерская стала как бы школой живописи, где обучались и «вольные» ученики – среди них Антон Лосенко. И каждый из шереметевских «собственных» мастеров приложил руку к созданию Кускова.

Эскиз женского костюма для театра Шереметевых
Эскиз женского костюма для
спектакля в театре Шереметевых.
Художник М. Кирцингер.
Эскиз мужского костюма для театра Шереметевых
Эскиз мужского костюма для
спектакля театра Шереметевых.
Художник М. Кирцингер.

В это время русская знать строит и украшает свои имения, желая перещеголять друг друга богатством, выдумкой, затейливостью «постройки и убора». Некоторые из таковых имений получали столь же причудливые названия: например, дача Нарышкина под Петербургом называлась «Ба! Ба!», а его брата Льва – «Га! Га!» – по первым возгласам, которые издавали изумленные гости, в частности сама Екатерина. Петр Шереметев, будучи одним из богатейших людей империи, не хотел отставать, но ему удалось превзойти всех вельмож. Знаменитый поэт Херасков назвал Кусково «Новыми Афинами».

Особой гордостью графа в это время становится театр – на нем «собственными певчими и певицами представляемы были комедии, наполненные песнями», оперы и даже балеты. С момента возвращения Николая Петровича из-за границы забота о домашней сцене выдвигается на первое место. В 1779 году в Кускове давались представления, пользовавшиеся уже большой популярностью, но театр этот пребывал еще в «младенческом состоянии», как признавал драматург и знаток любительской сцены Василий Колычев. Граф Николай Петрович старался довести «сколько можно до лучшего совершенства необработанность назначенных к театру людей.

Далее ► Прасковья Жемчугова

Главная ► Мода и история театра