ИСТОРИЯ МАСКИ, МОДЫ, КУКЛЫ И КОСТЮМА
История костюма История русского театра Куклы и сцена Маски и театр
А Б В Г Д Е Ж З И К Л М Н О П Р С Т У Ф Х Ц Ч Ш Э Ю Я

Прокофий Акинфович Демидов


Но больше всего говорили сегодня о том, что третьего дня умер «московский проказа» Прокофий Акинфович Демидов — человек знаменитый своими чудачествами на всю Россию. Несколько лет назад он изумил Петербург праздником, который устроил для всех желающих с непостижимой широтой: следствием его оказалось пятьсот смертей из-за «чрезмерного количества выпитого вина». Но с особым размахом Демидов «чудил» именно в Москве и являлся живой достопримечательностью старой столицы, органично вписываясь своими дикими причудами в ее своеобразный быт. Часто выезжал он на улицы Белокаменной в странной упряжке, запрягши в цуг спереди двух маленьких лошадок, посередине огромных рослых лошадей, а третьей парой опять маленьких. Рядом с ними форейтор огромного роста казался гигантом, и ноги его тащились по мостовой. Половина форейторской ливреи была из дорогого сукна и обшита галуном, другая — из грубого сермяжного; одна нога — в шелковом чулке и башмаке, другая — в лапте и онучах. Что символизировало сие, никто не знал, но, может быть, это была своеобразная родословная хозяина.

Левицкий Портрет Прокофия Демидова

Художник Дмитрий Григорьевич Левицкий
Портрет Прокофия Демидова, 1773 год, Третьяковская галерея.

Предки Демидова — кузнецы при тульских заводах, — возвысившиеся при Петре I, получили в 1726 году потомственное дворянство. Однако Прокофий Акинфович чтил заводчиков и почти всех своих дочерей выдал замуж за фабрикантов-купцов кроме одной, объявившей, что пойдет только за дворянина. Тогда он велел прибить к своим воротам доску с надписью, что у него есть дочь-дворянка и кто пожелает на ней жениться, пусть приходит свататься. Случайно шедший мимо чиновник Станиславский первый прочитал это объявление, явился с предложением и был обвенчан с дочерью владельца миллионов. Правда, при жизни Демидов не очень одаривал своих детей, предпочитая жертвовать сотни тысяч и даже миллионы то Московскому университету, что Воспитательному дому, то Петербургскому кадетскому корпусу. (Одно время он даже хотел построить театр при Воспитательном доме и стать его содержателем.)

Прокофий Акинфович любил своеобразные эффекты, но главной его страстью стало желание быть на виду у всей Москвы. Когда появилась мода у молодых людей носить очки, то у него лакеи, форейторы, кучера и даже лошади разъезжали по улицам Москвы в очках. Он высматривал, выискивал, собирал и изобретал бесконечные оригинальности и иногда, давая волю своему самодурству, объявлял огромное вознаграждение тому, кто пролежит целый год на спине, не поднимаясь, или простоит перед ним не мигая, когда он будет непрестанно махать у глаз испытуемого.



Дом свой Демидов под внешней облицовкой обил железом, от пожаров, а внутри устроил множество неожиданностей для гостей. Вокруг здания раскинулся необыкновенный сад с ботаническими редкостями. Красивые цветы привлекали любопытных дам, которые не всегда удерживались от искушения сорвать их. Демидов решил однажды проучить этих «любительниц редкой флоры». Он поставил в аллеях и на клумбах вместо статуй голых мужиков и тем отохотил прекрасный пол от прогулок в его саду.

Да мало ли что выкинул Демидов за свои долгие семьдесят шесть лет — теперь же это все становилось историей московской. На именинах у графа Орлова старики припоминали еще какие-то случаи и события, а молодежь пустилась танцевать, дождавшись наконец заветного момента. В эти годы все еще отдавали предпочтение менуэту, но уже входили в моду контрданс и экосез. Дамы с удивлением посматривали на девиц, бойко освоивших новые мудрености, старухи, как водится, качали головами, а вдовы вздыхали: им, даже и молодым, танцевать было неприлично. Далеко за полночь разъезжались гости, чтобы, отоспавшись, назавтра опять начать ездить, бегать, суетиться и поспевать в десятки концов и десятки домов.

Московская кутерьма →


При использовании представленных на сайте материалов линк на наш проект «Мода и история театра» приветствуется! Размещенные на сайте статьи являются компиляцией множества справочных и литературных источников. Сотрудники проекта уважают права авторов и размещают тексты с разрешения правообладателей. Если найдете ошибку в статьях или дизайне, просьба сообщить .





Copyright 2011-2017 © SBL