История моды маски куклы костюма

История костюма, платья, моды

А Б В Г Д Е Ж З И К Л М Н О П Р С Т У Ф Х Ц Ч Ш Э Ю Я

История костюма с древнейших времен до современности является тем зеркалом, в котором отражается вся история человечества, история стран и народов, которые в различные периоды становления общества проявляли специфические черты и особенности своего бытия в одежде. Костюм непосредственно связан не только с рукоделием и художественным творчеством, но и с этнографией и физиологией человека. Изучение истории костюма и моды дает людям ключ к познанию обычаев, обрядов и нравов как существующих народов, так и цивилизаций давно минувших эпох.

По форме и окраскам одежд представителей разных эпох и народов, по тканям и орнаментам можно узнать степень их художественного и промышленного развития; изменения в покрое, в сочетаниях цветов, влияние костюма одного народа на одежду другого – все это дает возможность распознать путь развития или упадка цивилизаций; религия, философские учения, искусство влияют на внешний облик людей, а по костюму всегда, в достаточно определенной степени, можно создать представление о культуре общества и его социальном устройстве в различные эпохи и исторические периоды. Одним словом, в костюме невольно отражается практически всё многообразие духовной и умственной жизни каждого народа в определенный период его развития.



Костюмы королей и выдающихся исторических лиц характеризуют нередко целую историческую эпоху. Одежда всякого человека своим общим «модным» видом характеризует известный период времени, а своими деталями, индивидуальными меткими частностями, манерой носить ее – определяет характер, вкусы, умственную и духовную жизнь носящего ее человека.

Часть 1
Одеяния Эллады и Древнего Рима
История одежды античной эпохи
Основы античного костюма
Экзомида и экзомис
Хитон и пеплос
Гиматий, хламида, хлена
Тога, одежда Римской империи
Костюм в античных драмах
Античные театральные костюмы
Костюмы VII–XIV столетия
Костюм раннего средневековья
Средневековые костюмы
Туника и котарди
Роб и сюркот
Плащи Гупелянд
Пурпуэн и гамбуаз
Театральные костюмы средневековья
Костюмы средневековья в картинах
Костюмы XIV–XVI столетия
Костюм эпохи Возрождения
Тапперт-плащ и другие плащи
Итальянский костюм
Французский костюм
Немецкий костюм
Испанский костюм
Английский костюм XV–XVI веков
Костюмы пьес Шекспира
Театральные костюмы XV–XVI веков
Костюмы Возрождения в картинах
Костюмы XVII столетия
Эпоха барокко XVII век
Костюмы XVII столетия
Мужской костюм XVII века
Женский костюм XVII века
Мужской костюм времен Мольера
Женский костюм времен Мольера
Костюмы XVII столетия в картинах
Костюмы Руси XII–XV столетия
Костюмы Руси XVI–XVII века
Костюмы допетровской Руси
Влияние быта на русский костюм
Верхние одежды на Руси
Средние одежды и обувь
Парадная одежда в России
Головные уборы в XVI веке
Воротники в русском костюме
Идеал женской красоты на Руси
Костюм на Руси в XVI–XVII веках
Военная одежда на Руси
Часть 2
Русские ткани и орнаменты
Декор в русском костюме
Мужская одежда на Руси XVI века
Служилая одежда в России
Костюмы Руси XVII века в картинах
Костюмы XVIII столетия
Костюм эпохи Просвещения
Костюм 1-ой половины XVIII века
Костюм периода Регентства
Костюм периода стиля рококо
Венецианский костюм и маски
Костюм 2-ой половины XVIII века
Женский костюм XVIII столетия
Мужской костюм XVIII века
Особенности мужского костюма
Эпоха Французской революции
Костюм периода Директории
Костюмы XIX века
Особенности моды XIX века
Костюм как визитная карточка
Костюм начала XIX века
Костюм периода Консульства
Мода периода романтизма
Костюм 20-х годов XIX века
Женский костюм 30-х годов
Мужской костюм 30-х годов
Мода 40-х годов XIX века
Мода 50-х годов XIX столетия
Мода 60-х годов XIX века
Мода 70-х годов XIX столетия
Мода конца XIX века
Костюмы XX столетия
Новая стилистика костюма
Мода на рубеже XIX и XX века
Мода в 1900–1916 годы
Мода в 1917–1920 годы
Художник по костюму Ламанова
Костюм в 1920–1930 годы
Мода в 1930–1940 годы
Костюм во время Великой войны
Мода послевоенной Европы
Мода в 1960–1970 годы
Военная форма
Военная форма на Руси XVII века
Военная форма времен Петра I
Военная форма XVIII века
Униформа середины XIX столетия
Военная форма конца XIX века
Военная форма начала XX века

С древнейших времен, с эры воцарения кроманьонцев на жизненном пространстве планеты, люди стали жить духовной и физической жизнью. Потребности тела продиктовали необходимость создания одежды и прикрытия кожных покровов человека от ненастья и скверной погоды, а потребности духа посчитали необходимым заняться процессом украшения тела, который в дальнейшем перешел и на украшательство одежд. Примитивные жители теплых стран не нуждались в прикрытиях и только украшали себя. С развитием, предположительно, ложного чувства стыда и жители южных земель стали прикрываться, и первой одеждой у них были куски ткани, закрывавшие половые органы.

Когда на Востоке, в колыбели человеческой культуры, научились выделывать богатые ткани, то стали ими украшать свое тело, драпируясь в них. Позднее, с развитием ткацкого искусства, вместо драпировок ради удобства начали делать первые костюмы – рубахи. Материи, из которых ткались или шились одежды, были сначала тяжелыми и грубыми, и костюм совершенно скрывал формы тела. Со временем научились выделывать более мягкие ткани, но одежды на Востоке все-таки продолжали делаться по старому принципу - закрытия тела. Это стремление закрывать свое тело зависело от религиозных взглядов Востока.

Не носили тяжелых одежд и не закрывали своего тела из всех культурных народов Древнего мира только египтяне в древнейший период своей истории, но и у них практически всегда носился передник. Древнейшей национальной одеждой египтянина был прямоугольный бумажный передник, который в эпоху Нового Царства преобразовался в длинное платье со складками и составил, с употреблявшейся уже раньше курткой, полную верхнюю одежду с полурукавами. Женщины носили колазирий (рисунок на следующей странице, фигура 1) – рубахоподобную бумажную одежду с плечевыми повязками или короткими рукавами. Употребительным, особенно у знатных египтян, головным убором было наголовье в виде сфинкса из одноцветного, полосатого или узорчатого сукна. Одежда фараона, египетских жрецов и чиновников была гораздо богаче, чем у частных лиц; фараон обычно носил громадный двойной головной убор, его супруга – головной убор в виде коршуна. При Птолемеях греческая культура ввела в Египте и греческую одежду.

Античный костюм
Античный костюм
Костюм средневековья
Костюм средневековья
Костюм ренессанса
Костюм ренессанса

Национальный костюм ассириян – рубахообразная, длинная, прилегающая к телу одежда с короткими рукавами. Она опоясывалась поясом и у знатных была пестрого цвета и обшита бахромой, которая, в связи с отсутствием складок на платьях, представляет главное отличие ассирийских одежд. Ноги были обуты в сандалии. Царь, кроме длинного кафтана, носил еще пурпуровую мантию, а на голове митру из белого войлока. Лидийцы носили так называемую кандис – длинный широкорукавый кафтан из мягкой ткани, персы – плотно прилегающие кожаные одежды: короткий кафтан, шаровары, башмаки на шнурах и колпак. Когда персы завоевали Лидийское царство, они переняли одежду побежденных как придворную; узкие персидские шаровары оставались в употреблении у низших классов.

Одни греки и некоторые близкие им по духу народы не стыдились наготы. Эллинская религия была основана на идеализации человеческого тела. Своих богов греки представляли себе как идеально сложенных людей, и сами стремились приблизиться к этому идеалу. Искусно драпированные одежды служили им только для того, чтобы подчеркнуть красоту форм или же скрыть их недостатки. Поэтому греческая одежда была неразрывно связана с телом носившего ее. Она была заимствована, хотя и в более грубом виде, римлянами, а от них перешла в еще более изуродованном виде к галлам и германцам.

С развитием христианства стал распространяться восточный взгляд на человеческое, а в особенности на женское тело. Христианство, считавшее наготу позорной и греховной, приняло византийскую тяжелую бесскладочную одежду, напоминавшую ассирийскую, и человеческое тело было забыто. С течением времени начинают его даже уродовать: придумывают корсеты, накладки, постиши и тому подобные приспособления в костюмах для изменения нормальных пропорций фигуры и приспособления его к требованиям моды.

Христианская проповедь целомудрия и простоты не достигла в отношении одежды желанных результатов. Наоборот, запретное, скрытое за тяжелыми тканями тело стало источником и орудием соблазна. Мало-помалу начали выделять, подчеркивать наиболее «соблазнительные» и «запретные» части его: то появляются полупрозрачные туники, то углубляются вырезы на груди, обнажаются руки; женское, закрытое доверху скромное платье выкраивают на груди так, чтобы выделился бюст; вдруг появляется декольте и у мужчин; трико облегает ноги, таз; в XV веке мы видим у мужчин знаменитый паховый мешочек; в XVII и XVIII веках женское декольте временами увеличивается до невероятных размеров и т.д. и т.п.

В России во второй половине XIX века костюм был объектом интереса многих известных ученых и художественных критиков. В 1885 году П. П. Гнедич включил очерк истории русской одоады в «Историю искусств с древнейших времен», а известный художественный критик В. В. Стасов не оставлял своим вниманием книг и статей по истории русского костюма, орнамента, головных уборов.

Известны также историко-литературные труды Н. И. Костомарова, А. Н. Оленина, П. И. Савваитова, положившие начало научному изучению костюма в России, появлению истории костюма как научной дисциплины. В настоящем проекте использованы статьи и лекции из знаменитой книги «История костюма» русского режиссера, педагога и теоретика театра Федора Федоровича Комиссаржевского, впервые опубликованной в 1910 году.



Главная → Мода и история театра

Top Mail.ru