ИСТОРИЯ МАСКИ, МОДЫ, КУКЛЫ И КОСТЮМА
История костюма История русского театра Куклы и сцена Маски и театр
А Б В Г Д Е Ж З И К Л М Н О П Р С Т У Ф Х Ц Ч Ш Э Ю Я

Женский костюм времен Мольера


В последней четверти XVII века история женского костюма прошла по точно определенным двум путям: создание форм придворного платья и платья буржуазного, то есть такого, каким его приспособили буржуа к своему образу жизни и понятию красивого.

Терборх Туалет дамы

Герард Терборх. Туалет дамы. Институт искусства, Детройт.

Общий силуэт и характер костюма. Маленькая изящная голова со связанным на затылке узлом волос и спускающимися от него двумя длинными локонами покоилась на длинной шее и обнаженных плечах.
Стан затягивался в искусно сделанный корсет на металлических прокладках. Тонкая до пределов возможного талия переходила в небольшую колоколообразную юбку. Юбок было несколько, делались они из плотного, но не тяжелого материала. Костюмы имели точно определенное сезонное выражение: для зимы — из толстых тканей с мехом, накидками, пелериной, для весны и лета — из более легких тканей. Таков общий характер костюма.

Корсет отделывался нарядной тканью, украшался наслоением из бантов и лент и надевался отдельно, но так, чтобы его «чистовая» часть была открыта. Сверху надевалось платье, а под него юбка, украшенная горизонтально положенными оборками — кружевами, другой тканью. Верхнее платье (роб) в придворных туалетах оканчивалось шлейфом, задрапированным с одного бока и ниспадающим далеко назад. Шлейф мог быть также задрапирован двумя симметричными подборами и тогда делался на цветной подкладке, что усиливало и без того внушительное в цвете впечатление от костюма, сделанного из дорогой парчи, брокатели (парча с мелким бархатные узором), тафты, атласа. Такое платье называлось королевским.

К придворному туалету полагались прическа и чепец «фонтанж», названный по имени изобретательницы его м-ль Фонтанж. Это сложное сооружение из проволоки, лент и локонов одно время было обязательным при дворе, хотя и доставляло много неприятностей, так как постоянно сползало набок и грозило развалиться. С подобным убором поневоле приходилось соблюдать неподвижную величественность, хотя он как нельзя более гармонировал с громадными мужскими париками. Их носили даже дома с так называемыми неглиже — домашними утренними пеньюарами, накидками, домашними кружевными передниками. В прохладную погоду дамы набрасывали сверху накидки и плащи, а руки прятали в меховые муфты, которые с легкой руки Людовика XIV стали обязательной частью туалета и мужчин. Как-то на параде он замерз и попросил у рядом стоящей дамы муфту, а назавтра все явились ко двору с висящими на длинных шнурах меховыми муфтами.



По-иному выглядели костюмы буржуазок, такие же по силуэту, но с полным отсутствием излишеств, из более простых и однотонных тканей. В этих костюмах наблюдалось уже изящество — качество, столь необходимое для перехода к новому веку с его новыми эстетическими требованиями.

Костюмы XVII века в картинах художников →



При использовании представленных на сайте материалов линк на наш проект «Мода и история театра» приветствуется! Размещенные на сайте статьи являются компиляцией множества справочных и литературных источников. Сотрудники проекта уважают права авторов и размещают тексты с разрешения правообладателей. Если найдете ошибку в статьях или дизайне, просьба сообщить .

Великие женщины XX века





Copyright 2011-2017 © SBL