История моды маски куклы костюма

Ольга Книппер-Чехова

Книппер-Чехова Ольга Леонардовна (1868-1959), российская актриса, супруга писателя Антона Павловича Чехова. С 1898 года служила в Московским Художественном театре. Являлась первой исполнительницей ролей в пьесах А. П. Чехова (Маша, Аркадина, Раневская – «Три сестры», «Чайка», «Вишневый сад»), Максима Горького (Настя – «На дне»). Звание народной артистки СССР получила в 1937 году. Звания лауреата Сталинской (Государственной) премии СССР была удостоена в 1943 году. Ольга Леонардовна обладала высокой артистической культурой и большим сценическим обаянием.

Родилась Ольга Леонардовна 21 сентября 1868 года в Вятской губернии в семье обрусевшего немца, инженера-технолога Леонарда Августовича Книппера. Ее отец, по происхождению эльзасский немец, работал тогда в Глазове в должности управляющиего заводом. Мать будущей великой актрисы – Анна Ивановна Зальц, была очень одаренной пианисткой и прекрасной камерной певицей. Как управляющий заводом Леонард Августович получал солидное жалованье, а потому нанял для дочери преподавателей живописи и иностранных языков. Уже в юности Ольга Книппер свободно владела английским, немецким, итальянским, французским языками и переводила небольшие повести. Также она занималась музыкой и играла на фортепиано, но мечтала стать актрисой. В 1870 году семья Книппер переехала в Москву.

Ольга Книппер-Чехова

Ольге Книппер было уже 27 лет, когда ее приняли в театральный класс при Московской филармонии. Ей повезло вдвойне: курс набирал режиссер Владимир Немирович-Данченко, который позже с Константином Станиславским основал Московский Художественный театр. Книппер посчастливилось стоять у самых его истоков – в 1898 году она закончила обучение и стала актрисой в новом театре. В подмосковном Пушкине проходили первые репетиции спектаклей, позже начали постановку пьесы А.П. Чехова «Чайка».

В конце 1890-х годов спектакль «Чайка» знал две знаменитые премьеры. Первая – на сцене императорского Александринского театра в Петербурге – закончилась для Чехова и для его пьесы трагической неудачей. Способы, с помощью которых казенная императорская сцена пыталась поставить чеховскую пьесу, оказались негодными. Не спасло и наличие среди исполнителей первоклассных мастеров, и проникновенная, высоко ценимая самим автором игра В. Ф. Комиссаржевской в роли Нины Заречной. Как справедливо замечают в книге «Московский Художественный театр» П. Марков и Н. Чушкин, это не был провал отдельных исполнителей, это был «провал господствовавшей театральной системы».

А. П. Чехов писал родным: «Пьеса шлепнулась и провалилась с треском. В театре было тяжелое напряжение недоумения и позора. Актеры играли гнусно, глупо. Отсюда мораль: не следует писать пьес». Когда стало известно, что Станиславский и Немирович-Данченко вместе с новым театральным коллективом собираются ставить «Чайку», сестра писателя Мария Павловна Чехова приехала в Пушкин, чтобы узнать о постановке этой пьесы. Мария Павловна, всю свою жизнь отдавшая брату, очень боялась, что новая неудачная постановка принесет Антону Павловичу Чехову новые страдания и обострение болезни.

Премьера «Чайки» в Художественном театре состоялась 17 декабря 1898 года. Первые два акта прошли в абсолютной тишине – публика находилась в глубоком недоумении. Все было непривычно – и пьеса, и исполнение, и оформление сцены. Но когда закончился третий акт, зрительный зал взорвался сумасшедшим восторгом. И пьеса, и талант Чехова-драматурга были реабилитированы.

До мхатовской «Чайки» зритель еще не видел такой естественной, простой, благородно сдержанной игры на сцене, игры, абсолютно лишенной фальши, наигрыша, декламации. Зритель не знал подобной силы проникновения в мир обыкновенных, таких же, как и он сам, людей. Не знал и такого ансамбля такого глубокого взаимопонимания, созвучия слов, настроении, душевных движений на сцене, такого богатства нюансов, оттенков, полутонов с которым могла поспорить лишь подлинная жизнь. Зритель забывал о театральной сцене и отдавался течению жизни, мерно и неторопливо разворачивавшейся перед ним.

Книппер играла Аркадину – стареющую актрису, не желающую замечать приближение старости. А ей было всего тридцать! То, как она сыграла это старение – не старость, а именно старение! – это было незабываемо. После триумфа «Чайки» отношения между писателем и актрисой стали более доверительными. Весной 1899 года Чехов посетил дом Книппер, затем с ответным визитом она приехала в небольшое подмосковное имение литератора в Мелихове. С лета того же года они начали вести переписку. Между ними завязался роман. Весной 1901 года Антон Чехов сделал предложение Ольге Книппер. В середине мая 1901 года Антон Павлович приехал в Москву, и 25 мая они обвенчались.

Ольга Книппер-Чехова в роли Настасьи
Ольга Книппер-Чехова в роли Настасьи
в драме Горького «На дне», 1923 год,
художник Борис Дмитриевич Григорьев

К тому времени у Чехова уже открылся туберкулез, он был вынужден подолгу жить в Ялте и не мог проводить много времени в Москве. А Ольга Леонардовна постоянно находилась там – она не могла покинуть Художественный театр. Их роман и их семейная жизнь в основном протекали в письмах.

В книге «50 великих женщин» Виталий Вульф и Серафима Чеботарь сообщают: "После очередного обострения болезни врачи посоветовали Чехову уехать в Шварцвальд, в городок Баденвейлер, курорт для легочных больных. В июне Антон Павлович и Ольга Леонардовна через Берлин едут в Баденвейлер. В ночь с 1 на 2 июля ему вдруг стало хуже. Он сам попросил позвать врача, чего никогда раньше не делал.

Когда пришел доктор, Чехов сел на постели и внезапно сказал ему: «Ich sterbe» – «я умираю». Сам врач, Чехов прекрасно понимал свое состояние. Доктор пытался его успокоить, велел подать шампанского. Чехов взял бокал, улыбнулся Ольге Леонардовне и сказал: «Давно я не пил шампанского». Выпил все до дна, лег на бок – и только она успела перебежать и нагнуться к нему, – он уже не дышал."

После смерти Чехова Ольга Книппер исчезла из театра на несколько месяцев. Но театр после смерти мужа стал ее единственной настоящей любовью. По словам современников, роли, исполненные Книппер по возвращении в МХТ, стали более характерными, а игра актрисы – глубже. Театральный мемуарист Вадим Шверубович писал: «Видеть и слышать это было гораздо больше, чем театральное впечатление, – это было прозрение, озарение, счастье от возможности проникнуть в чужую душу».

Ольга Книппер сыграла свои лучшие роли – Сарру в «Иванове» (эта пьеса Чехова, единственная, которую не ставили в Художественном театре при жизни автора, была выпущена практически сразу после его смерти), Анну Андреевну в «Ревизоре» Гоголя, Наталью Петровну в тургеневском «Месяце в деревне», Гертруду в «Гамлете» Шекспира, свою знаменитую Настю в горьковском «На дне», фру Гиле в пьесе Кнута Гамсуна «У жизни в лапах». Кроме того она играла и в других постановках. Она исполняла роль графини-внучки в «Горе от ума» Александра Грибоедова, Терезиты в спектакле «Драма жизни» Гамсуна. Была задействована в спектаклях «Мнимый больной» Мольера, «Когда мы, мертвые, пробуждаемся» Генрика Ибсена, «Одинокие» Герхарта Гауптмана.

Ольга Леонардовна очень долго носила фамилию Книппер. Вторая часть фамилии появилась достаточно случайно. В 1919-1922 годах была в составе качаловской группы, с которой гастролировала по югу России. Во время выступлений в Болгарии дела шли неважно, и кто-то посоветовал Василию Качалову добавить к фамилии Книппер на афишах приставку «Чехова», чтобы привлечь публику; с тех пор фамилия Книппер-Чехова закрепилась за актрисой. В двухгодичной поездке коллектива МХАТ по Европе и США она уже выступала на сцене под двойной фамилией.

По возвращении на Родину продолжила служить во МХАТе. Помимо своих прежних ролей, она играла Василису в пьесе Горького «На дне», Живоедову в «Смерти Пазухина», Турусину в «На всякого мудреца довольно простоты», Дарью Ивановну в «Провинциалке», Гортензию в «Хозяйке гостиницы». В 1929 году она сыграла Марию Александровну в «Дядюшкином сне», через год – графиню Чарскую в «Воскресении», в 1935 году – Полину в пьесе «Враги».

Последнюю роль Ольга Книппер сыграла 15 марта 1950 года в пьесе «Воскресение» по роману Льва Толстого. Свои поздние годы она прожила в одиночестве, постепенно теряя зрение. На сцену последний раз вышла 22 октября 1958 года, когда отмечали её 90-летний юбилей. Ольга Леонардовна Книппер-Чехова скончалась 22 марта 1959 года в Москве. Похоронена рядом с мужем на Новодевичьем кладбище.

Далее ► Лидия Коренева

Главная ► Мода и история театра