История моды маски куклы костюма

Средневековые костюмы (XIII–XV века)

В тени ль, на солнце ль сбрасывать фату
Вы перестали, донна,
Едва ли распознали, как влюбленно
Я созерцаю вашу красоту.
Франческо Петрарка

Период господства церкви над всей духовной деятельностью человека определил сложность эпохи средневековья, социальные границы ее общества и эстетическое кредо. Человеческое тело, а женское особенно, было недостойным изображения, а тем более любования.

Костюм молодой девушки периода средневековья
Костюм молодой девушки
периода средневековья

Античный постулат гармонии физической и духовной красоты рассыпался обломками языческих храмов, сгорел в пожарищах варварских завоеваний, погиб в недрах монастырских скрипториев. Одежда погребла под каскадом ткани греховное тело, закутала, запаковала его земную красоту, заменив ее надолго химерой искусства тщеславия и богатства, выраженного руками портных и искусников декора в форме костюма. Крестовые походы, начавшиеся в 1095 году и окончившиеся в 1270-ом, приблизили высококультурный Восток к малообразованной Европе. Отделение ремесла от земледелия преображает средневековый мир, а знакомство с Востоком, его обычаями и товарами, развитие торговых связей открывают новый период в истории культуры Европы.

«В 1192 году султан Саладин преподнес и послал графу Генриху де Шампань великолепную тунику и тюрбан. "Знаете ли вы, – писал ему граф, – что ваши платья и тюрбаны далеко не так ненавистны здесь. Конечно, я буду носить ваши подарки. Император Бодуэн I уже подал пример и при въезде в Иерусалим в 1100 году был одет в тканый золотой бурнус".
Франкские женщины, обосновавшиеся на востоке, не замедлили последовать этим примерам и восприняли барберийские моды. Они носили длинные платья с расширенными рукавами из муслина (расшитый шелк золотом из мосула), из газа и крепа местной выработки индийской работы. Также платки китайские».

Унификация, продиктованная бедностью и примитивностью производства, восполняется погоней за объемом и размером, как первое быстрое и доступное проявление наглядного «обогащения» войск крестоносцев. Эта гиперболизация объема носит восточный характер и вместе с тканями снабжает средневековую Европу новой системой одежды и новым пониманием «прекрасного» в области костюма.

Очень хорошо и наглядно это выражено в современной английской ленте «Лев зимой». Королева в одной из заключительных сцен одета в красный бурнус – попросту прямоугольный мешок, ширина которого определена размахом рук актрисы, а длина – ее ростом. Дыра для головы, два отверстия для кистей рук. Драгоценная ткань – и сколько нюансов линий, деталей, сколько абстрактных намеков прекрасной одежды, так отвечающей и истории, и современному духу роли, исполненной с блеском актрисой Кэтрин Хепберн.

Войска крестоносцев надели поверх кольчужных доспехов прямое полотнище ткани, спасавшее от палящих лучей солнца, подсмотрели у своих восточных врагов эмблематику и орнаментику, перенесли ее на свои щиты, а затем и на одежду и тем самым утвердили начало геральдики. Рыцарские турниры и вся сопровождавшая их экипировка – латы, штандарты и гербы, блио, попоны лошадей – в своем пестроцветии и асимметрии рисунков породили костюмы, так и называвшиеся – «гербовыми». «Прекрасная дама», которой посвящали турнир, надевала платье, повторяющее цвета и изображения герба (XIII–XIV века). Оно могло быть из двух разноцветных половин (например, красной и синей) с рисунком на одной из них.

Ношение лат в свою очередь обузило мужской костюм, он плотно прижался к телу, предохраняя его от давления металла. Средневековый ремесленник становится профессиональным портным, овладевшим тайной кроя, вытачек и искусственного создания формы.

Рост городов, торговли и промышленности выдвинули в противовес замковой аристократии городскую буржуазию – патрициат, который прежде всего занялся утверждением своих привилегий через костюм.
«...Ни одна женщина, ни одна девушка, не имеющие дворянского звания, не имеют права делать больше пары платьев в год. Дворянки имеют право на четыре платья в год...» – говорится в указах XIII века. А в 1294 году выходит эдикт Филиппа Красивого о роскоши, который запрещал носить мех горностая, золотые пояса и шелк женщинам недворянского происхождения. Разжигаемая имущественными и церковными ограничениями, поддерживаемая накоплением богатств господствующих классов, ростом ремесла, торговли и притоком товаров с Востока, рождалась фантастика средневековой моды.

...С ней сорок три девицы пошли на Рейн:
На них
Блеском яркой ткани нарядов дорогих
Аравии изделье...
----------------------------------------
Из шелка Ниневии был пояс тот спряден,
Камнями дорогими был весь унизан он.
«Песнь о Нибелунгах»

Далее ► Туника и котарди. Средневековые костюмы.

Главная ► Мода и история театра