История моды маски куклы костюма

Костюм XIX века как визитная карточка его обладателя

Костюм – это мимикрия. Значение этого понятия в словаре разъясняется как «покровительственная (защитная) окраска и форма – полезное для жизни явление, которое вырабатывалось в процессе исторического развития организма...». Именно в XIX веке сущность костюма как «защитной» окраски и формы выступает удивительно ясно. Костюм предназначен для того, чтобы как можно лучше, совершеннее подать красивое женское тело, вызвать интерес к какой-нибудь отдельной части ею, закрыть уже приевшиеся откровения. Костюм «подает» женщину во всем ее женском естестве, отражая и ее духовную сторону: костюм призван создать определенное образное впечатление, соответствующее особому умонастроению в данный период времени.

Портрет князя А. Н. Голицына
Портрет члена Государственного совета князя А. Н. Голицына
Художник Карл Павлович Брюллов, 1840 год

Костюм XIX века становится и визитной карточкой: по одежке встречают..., и средством борьбы за существование. Гувернантка, кассирша, продавщица – все они вынуждены «иметь вид» и проявлять максимум женской ловкости, вкуса и выдумки, чтобы быть «достойно» одетыми. А на «ярмарке тщеславия», уже не маскируясь и не скрывая, подают и продают себя, щеголяя драгоценными «оправами». Тщеславие мещанина, буржуа, дворянина перед лицом моды одинаково, только каждый служит ей по своим возможностям и разумению.

«...Парижские семьи обуреваемы желанием идти в ногу с роскошью, которую они видят вокруг себя, и лишь немногие настолько благоразумны, чтобы согласовать свою жизнь со своим бюджетом, – говорит Бальзак. – Быть может, этот порок проистекает из чисто французского патриотизма, цель которого – сохранить за Францией первенство в области одежды...» (О. Бальзак. «Чиновники»). В XIX веке господство Франции в области моды стало неоспоримым и тем более разжигало тщеславие снобов и буржуа всех стран мира.

«Все, что в Париже вкус голодный,
Полезный промысел избрав,
Изобретает для забав,
Для роскоши, для неги модной,
Все украшало кабинет
Философа в осьмнадцать лет.»

А. С. Пушкин. «Евгений Онегин».

В Париже художники костюма (кутюрье), как видные архитекторы, задавали тон своими проектами, диктуя всем остальным портным и мастерам свои идеи, воплощенные в моду. Они были далеко не безразличны к окружающей их жизни и внимательны к событиям настолько, что, когда появилось направление романтизма в литературе, они обратились к изучению исторических стилей и литературных произведений. Своим творениям они давали имена модных героев и героинь романов и названия далеких и таинственных эпох.

Княгиня Луиза Трофимовна Голицына
Княгиня Луиза Трофимовна Голицына
Художник Петр Федорович Соколов, конец 1820-х годов

Конкурируя друг с другом, они изощрялись в изобретении бесконечного количества форм одежды, разграничивая ее по часам дня, сезонам и назначению. Появились туалеты визитные, прогулочные, летние «деревенские», городские, бальные, для театра, для игры в теннис и много всего другого, что уже давно ушло и может возродиться только «на театре». В свою очередь жизнь во всем своем многообразии влияла на моду, опрощая, убирая ненужное и подсказывая новое. Несмотря на то что значение мужского костюма свелось к фону для пестрого и сложного женского туалета, мужской моде уделялось немало внимания, но внимания особого рода. Не стало вельмож в атласах и позументах, их сменили господа, равно одетые во фраки и штаны. Аристократический идеал сменился идеалом респектабельности. Эта респектабельность основывалась на идее равенства, но, само собой разумеется, на определенной социальной дистанции. Единственное превосходство в костюме, к которому стали стремиться, – это превосходство покроя. Не думайте, что принцип иерархии был предан забвению. Он просто-напросто проявлялся более утонченно. Покрой и мастерство исполнения перешли в руки художника-портного, на прием к которому было так же трудно попасть, как на прием к премьер-министру. Французский хроникер 1811 года писал: «...пусть ваш фрак великолепно сидит, пусть ваша шляпа – чудо легкости и ваше белье ослепительно бело, а сапоги сверкают как черное дерево, но, если ваши брюки неудачны, морщат на коленях и наверху, вы погибший человек. У вас все равно вид провинциального свертка, который можно только что сдать в почтовый дилижанс...».

Елена Григорьевна Черткова
Елена Григорьевна Черткова
Художник Петр Федорович Соколов, 1832 год

Если прежде простота покроя компенсировалась великолепием ткани и богатством украшений, то теперь начинают играть роль пропорции кроя, система вытачек, искусство утюга и многие другие технические и портновские приемы, которые обеспечивают скульптурную форму костюму, тем и превосходную. Мужской костюм, кроме того, получает всевозможные усовершенствования в зависимости от назначения, что выражается в тонкостях кроя и отделки, цвете и рисунке ткани. Большое разнообразие представляет верхняя одежда: пальто, куртки, рединготы, каррики (пальто с множеством воротников), левиты (длинные пальто типа сюртука). Спорт, путешествия, зарождающийся туризм, войны, экспедиции, служебная деятельность – все это прямо или косвенно отразилось в формах, цвете и фактуре костюма.

Далее ► Костюм начала XIX века

Главная ► Мода и история театра