ИСТОРИЯ МАСКИ, МОДЫ, КУКЛЫ И КОСТЮМА
История костюма История русского театра Куклы и сцена Маски и театр
А Б В Г Д Е Ж З И К Л М Н О П Р С Т У Ф Х Ц Ч Ш Э Ю Я

Костюмы XIX века


Со времен Людовика XIV моду костюмов обыкновенно задает Франция, нередко, однако, выдерживая борьбу с национальными оппозициями и не раз и сама подвергаясь влиянию чужеземцев; так, например, незадолго до французской революции вошли в моду квакерский костюм Франклина и английские моды. Попытки Густава III Шведского, немецких буршей начала XIX века, мадьяр, поляков и других народов вернуться к национальной одежде имели всегда лишь временный успех. Мужской костюм в XIX веке, начиная с 1848 года, освободился, за исключением сравнительно незначительного разнообразия модных "фасонов", от настоятельных прихотей моды; принудительный характер модного костюма удержался лишь за фраком, повсюду составляющим официальное одеяние мужчин, не носящих формы.

История костюма XIX века в общем составляет довольно существенную часть культурной и бытовой истории, особенно в Европе: настроения эпохи часто отражаются в изменчивых внешних формах жизни. Строгая испанская мода, удалые костюмы времен тридцатилетней войны, пышный костюм эпохи Людовика XIV, изящно-фривольный — эпохи Людовика XV, простое "гражданское" платье времен американской освободительной войны и Великой французской революции 1789 года — все это как бы олицетворяет умственные направления, господствовавшие в данные периоды истории. Россия попала под влияние общеевропейской моды во времена Петра Великого; лишь при императоре Павле I мода подвергалась гонению. Принцип правительственного вмешательства в дело принудительного ношения модных костюмов и вообще следования европейской моде, привнесенный на Русь Петром Великим, удержался в России до первой половины XIX века.

Костюмы XIX века

Костюмы XIX века
Свобода, ведущая народ
Картина Эжена Делакруа, 1830 год, Музей Лувр, Париж

Костюм театральный. В специальном значении слово костюм понимается как одежда, соответствующая известному народу, времени или лицу. Наряду с гримировкой костюм дополняет внешний облик артиста и является одним из важных элементов сценического действия. Элементы костюмировки наблюдаются уже в забавах первобытных людей, в частности, в надевании шкур зверей и передразнивании их. В древних зрелищах, приуроченных к важнейшим праздникам церковного года, по городам и селам проходили толпы костюмированных библейских и евангельских масок. Первые костюмы мистерии сложились под влиянием иконописи и церковной скульптуры. Собственно, священнические ризы и иные церковные уборы являлись первыми формами театрального костюма. В 1384 году епископ винчестерский осуждает священников своей епархии, своими одеждами ссужавших актеров мистерий. В альсфельдской мистерии Страстей Господних Христос являлся в красной одежде, как бы обагренный кровью, пролитой им за человечество. В других случаях Спаситель изображался в белой одежде, иногда в костюме садовника; в английских мистериях на платья грешников нашивались уродливые изображения, сатанинские фигуры и т.п. А Франсуа Рабле в четвертой книге своего "Пантагрюэля" рассказывает, что в интермедии, исполненной между актами мистерии страстей в Сен-Мексане в предместье Пуату, "демоны были одеты в шкуры волков, баранов и коз, усеянные бараньими головами и бычачьими рогами".



Требование исторической верности костюм — явление нового времени. Ученик Мольера Барон играл древних римлян в алонжевом парике; Гаррик играл Гамлета и Макбета в костюме, убранных галунами. На верность театрального костюма первыми обратили внимание Тальма во Франции и Фредерик Нейбер в Германии. В России XIX века образцовыми постановками славился московский Малый театр; так например, в "Теофано" Аверкиева быт византийского двора, в архитектурном и костюмном отношении, воспроизведен верно до мелочей. Особенно значительных успехов театральная костюмировка достигает у мейнингенцев.

Исторические особенности моды XIX века →


При использовании представленных на сайте материалов линк на наш проект «Мода и история театра» приветствуется! Размещенные на сайте статьи являются компиляцией множества справочных и литературных источников. Сотрудники проекта уважают права авторов и размещают тексты с разрешения правообладателей. Если найдете ошибку в статьях или дизайне, просьба сообщить .





Copyright 2011-2017 © SBL