ИСТОРИЯ МАСКИ, МОДЫ, КУКЛЫ И КОСТЮМА
История костюма История русского театра Куклы и сцена Маски и театр
А Б В Г Д Е Ж З И К Л М Н О П Р С Т У Ф Х Ц Ч Ш Э Ю Я

Костюмы XIX века


Со времен Людовика XIV моду костюмов обыкновенно задает Франция, нередко, однако, выдерживая борьбу с национальными оппозициями и не раз и сама подвергаясь влиянию чужеземцев; так, например, незадолго до французской революции вошли в моду квакерский костюм Франклина и английские моды. Попытки Густава III Шведского, немецких буршей начала XIX века, мадьяр, поляков и других народов вернуться к национальной одежде имели всегда лишь временный успех. Мужской костюм в XIX веке, начиная с 1848 года, освободился, за исключением сравнительно незначительного разнообразия модных "фасонов", от настоятельных прихотей моды; принудительный характер модного костюма удержался лишь за фраком, повсюду составляющим официальное одеяние мужчин, не носящих формы.

Костюмы XIX века

Костюмы XIX века
Свобода, ведущая народ
Картина Эжена Делакруа, 1830 год, Музей Лувр, Париж

История костюма XIX века в общем составляет довольно существенную часть культурной и бытовой истории, особенно в Европе: настроения эпохи часто отражаются в изменчивых внешних формах жизни. Строгая испанская мода, удалые костюмы времен тридцатилетней войны, пышный костюм эпохи Людовика XIV, изящно-фривольный — эпохи Людовика XV, простое "гражданское" платье времен американской освободительной войны и Великой французской революции 1789 года — все это как бы олицетворяет умственные направления, господствовавшие в данные периоды истории. Россия попала под влияние общеевропейской моды во времена Петра Великого; лишь при императоре Павле I мода подвергалась гонению. Принцип правительственного вмешательства в дело принудительного ношения модных костюмов и вообще следования европейской моде, привнесенный на Русь Петром Великим, удержался в России до первой половины XIX века.



Костюм театральный. В специальном значении слово костюм понимается как одежда, соответствующая известному народу, времени или лицу. Наряду с гримировкой костюм дополняет внешний облик артиста и является одним из важных элементов сценического действия. Элементы костюмировки наблюдаются уже в забавах первобытных людей, в частности, в надевании шкур зверей и передразнивании их. В древних зрелищах, приуроченных к важнейшим праздникам церковного года, по городам и селам проходили толпы костюмированных библейских и евангельских масок. Первые костюмы мистерии сложились под влиянием иконописи и церковной скульптуры. Собственно, священнические ризы и иные церковные уборы являлись первыми формами театрального костюма. В 1384 году епископ винчестерский осуждает священников своей епархии, своими одеждами ссужавших актеров мистерий. В альсфельдской мистерии Страстей Господних Христос являлся в красной одежде, как бы обагренный кровью, пролитой им за человечество. В других случаях Спаситель изображался в белой одежде, иногда в костюме садовника; в английских мистериях на платья грешников нашивались уродливые изображения, сатанинские фигуры и т.п. А Франсуа Рабле в четвертой книге своего "Пантагрюэля" рассказывает, что в интермедии, исполненной между актами мистерии страстей в Сен-Мексане в предместье Пуату, "демоны были одеты в шкуры волков, баранов и коз, усеянные бараньими головами и бычачьими рогами".

Требование исторической верности костюм — явление нового времени. Ученик Мольера Барон играл древних римлян в алонжевом парике; Гаррик играл Гамлета и Макбета в костюме, убранных галунами. На верность театрального костюма первыми обратили внимание Тальма во Франции и Фредерик Нейбер в Германии. В России XIX века образцовыми постановками славился московский Малый театр; так например, в "Теофано" Аверкиева быт византийского двора, в архитектурном и костюмном отношении, воспроизведен верно до мелочей. Особенно значительных успехов театральная костюмировка достигает у мейнингенцев.

Исторические особенности моды XIX века →



При использовании представленных на сайте материалов линк на наш проект «Мода и история театра» приветствуется! Размещенные на сайте статьи являются компиляцией множества справочных и литературных источников. Сотрудники проекта уважают права авторов и размещают тексты с разрешения правообладателей. Если найдете ошибку в статьях или дизайне, просьба сообщить .

Великие женщины XX века






Copyright 2011-2017 © SBL