ИСТОРИЯ МАСКИ, МОДЫ, КУКЛЫ И КОСТЮМА
История костюма История русского театра Куклы и сцена Маски и театр
А Б В Г Д Е Ж З И К Л М Н О П Р С Т У Ф Х Ц Ч Ш Э Ю Я

Костюмы VII — XIV столетия


В средние века, с эпохи переселения народов до XI столетия, одеждой, особенно знатных людей, в западной Европе была короткая туника, плащ, прикреплявшийся на правом плече, штаны и полубашмаки. С XI века появилась длинная туника, часто вышитая и отороченная золотом (на рисунке фигура 10). Она опоясывалась над бедрами и собиралась на груди в легкие складки. Эта почти женская одежда представляла главную составную часть костюма в средневековье в противоположность доспехам, то есть железному рыцарскому костюму. Поверх туники обычно носили обшитый золотым позументом плащ, который в XI столетии все еще прикреплялся на правом плече; начиная с XII века он начал скрепляться брошкой на груди, а если слишком расходился — то лентой или цепочкой. Штаны были из сукна или шелка и покрывали часть ступни; они никогда не имели узоров, но каждая штанина имела особый цвет; кожаные сапоги носили женщины, а также мужчины низшего сословия.

Костюмы VII — XIV столетия

Костюмы VII — XIV столетия

Одежда женщин (фигура 11) состояла из длинного шерстяного верхнего платья (сюркот) и туники, опоясывавшейся более или менее ценным поясом; вне дома они, подобно мужчинам, носили плащи. Головным убором женщин, как и мужчин, служила узкая полоска матерчатая или металлическая, состоявшая из небольших розеток или зубцов (шапель), вроде диадемы. В начале XIV столетия был в употреблении длинный кафтан, вскоре укоротившийся у знатных в жакет (фигура 12).



В XIV веке знатные лица, а также женщины часто носили капюшон (гугель), с пришитым к нему воротником, покрывавшим шею и плечи, и с длинным хвостом сзади (фигура 12). Женщины в общем сохранили прежний костюм, но место диадемы занял белый плоеный чепец, покрывавший голову и всю шею сзади (фигура 13). Около середины XV столетия появились костюмы более сложные. Длинный кафтан (тапперт) или короткий жакет (пурпуэн или гамбуаз) мужчины (фигуры 14 и 17), длинное, обычно с висевшими до пола рукавами платье женщины (фигура 15) имели зубцеобразные вырезы по краям; на голове мужчины носили колпак, с привешенными к нему кусками материи, а женщины — чепец с большими округленными зубцами. Одновременно появился, главным образом в Германии, обычай носить бубенчики, чаще всего серебряные, или даже колокольчики, висевшие на цепочках и при малейшем движении издававшие звук. Мужчины (фигура 17) носили эти бубенчики на поясе и на рукавах, часто и на широкой ленте, женщины окружали ими, как ожерельем, платье вокруг шеи.

История рыцарских доспехов средневековья, особенно XI — XIV столетий, неотделима от истории костюма. Развитие оружейного мастерства в средние века вызвало необходимость усилить доспехи вообще и защиту головы в частности. С XIII столетия мастера доспехов стараются надежнее защищать плечи и колени рыцарей наплечниками и наколенниками, приделываемыми к кольчуге. Позднее являются налокотники, наручи, а затем и набедренники — железные пластинки, защищавшие берцовую кость. Таким образом мало-помалу начинают покрывать все тело железом, составляя сплошной костюм рыцаря. Шлемы в средневековье стали делать сплошными. Поэтому в шлемах получают сильное развитие назатыльники, наносники обращаются в забрала, низ же лица защищается предличником, соединенным с латным нагрудником. Такой шлем носит название салада и достигает своего полного совершенства к середине XV столетия. В это же время наголовья становятся чрезвычайно разнообразными; каждая страна вырабатывает один или несколько образцов их. С XIV века появляются шапель, имеющий вид колокола; шлемы украшаются нашлемниками из картона или дерева, с геральдическими фигурами и т.п., затем идут барбют, похожий на беотийский шлем, бикок — ящик, покрывавший всю голову, с отверстиями для глаз и дыхания. Самым совершенным шлемом считался бацинет, с остроконечными тульей и подвижным забралом; остроконечность уменьшала силу удара, заставляя оружие скользить.

Костюм раннего средневековья →



При использовании представленных на сайте материалов линк на наш проект «Мода и история театра» приветствуется! Размещенные на сайте статьи являются компиляцией множества справочных и литературных источников. Сотрудники проекта уважают права авторов и размещают тексты с разрешения правообладателей. Если найдете ошибку в статьях или дизайне, просьба сообщить .

Великие женщины XX века






Copyright 2011-2017 © SBL