ИСТОРИЯ МАСКИ, МОДЫ, КУКЛЫ И КОСТЮМА
История костюма История русского театра Куклы и сцена Маски и театр
А Б В Г Д Е Ж З И К Л М Н О П Р С Т У Ф Х Ц Ч Ш Э Ю Я

Атрибуты и аксессуары костюма


Искусство театрального костюма
Эскиз театрального костюма
Костюм и характер роли
Исторический адресат костюма
Костюм и искусство декорации
Костюм и стиль эпохи
Костюм и стиль спектакля
Костюм и театральное искусство
Костюм и символика
Сценический костюм и мода
Линия и силуэт костюма
Костюм и актер
Конструкции и форма костюма
Костюм и психология персонажа
Выразительность костюма
Социальная характеристика
Костюм и технический прогресс
Создание исторического костюма
Иконография костюма
Выбор ткани костюма
Образ сценического костюма
Атрибуты и аксессуары
Цвет в костюме

Иногда метко найденная деталь костюма, какой-либо предмет, имеющий отношение к нему, является «узлом» всей характеристики персонажа. У Паниковского («Золотой теленок» Ильи Ильфа и Евгения Петрова), опустившегося мелкого жулика, остались от «раньшего времени» белые крахмальные манжеты. Неважно, что они «самостоятельны», так как рубашки нет; важно, что теперь такой детали костюма никто не носит, и он, Паниковский, этими атрибутами подчеркивает свое аристократическое происхождение и презрение ко всем окружающим «новым людям».

Такую же социальную характеристику через совсем незначительный штрих в костюме приводит Лев Толстой в романе «Анна Каренина». «Мы в деревне стараемся, — говорит Левин, — привести свои руки в такое положение, чтобы удобнее было ими работать, для этого обстригаем ногти, засучиваем иногда рукава. А тут люди нарочно отпускают ногти, насколько они могут держаться, и прицепляют в виде запонок блюдечки, чтобы уж ничего нельзя было работать руками».

Нет и не может быть деталей (атрибутов, аксессуаров), которые не имеют отношения к характеру человека. Они говорят о занятиях, возрасте, вкусах; несут в себе характеристику времени: меняются формы чемоданов, портфелей, сумок, брошек, булавок, значков и т.д.



Костюм принцессы
Костюм принцессы

Времена Ильфа и Петрова знаменовались папками, завязывающимися тесемками от ботинок, и портфелями с «громыхающими замками». Ныне папки бывают кожаные, на «молниях», пластиковые, прозрачные... Портфели «гармошкой» с одним замком, с накладными карманами, портфель-папка с откидывающейся передней стенкой... Нельзя даже представить себе, сколько интересных, самых неожиданных штрихов, жестов обращения с костюмом можно подметить каждый день рядом с собой, в самой простой будничной жизни. Недаром писатели и художники не расстаются с записными книжками, куда вносятся «необыкновенные» наблюдения каждого дня. Вспомните записные книжки Чехова, Ильфа и Петрова, вспомните необычно острые зарисовки (путевые заметки) художников Богаткина, Горяева, Пименова, Верейского, Кокорина, Чуйкова. В таких набросках всегда очень ярко и остро дается характер изображаемого, передается самое типичное.

Цвет в костюме →



При использовании представленных на сайте материалов линк на наш проект «Мода и история театра» приветствуется! Размещенные на сайте статьи являются компиляцией множества справочных и литературных источников. Сотрудники проекта уважают права авторов и размещают тексты с разрешения правообладателей. Если найдете ошибку в статьях или дизайне, просьба сообщить .

Великие женщины XX века




Copyright 2011-2017 © SBL