ИСТОРИЯ МАСКИ, МОДЫ, КУКЛЫ И КОСТЮМА
История костюма История русского театра Куклы и сцена Маски и театр
А Б В Г Д Е Ж З И К Л М Н О П Р С Т У Ф Х Ц Ч Ш Э Ю Я

Военная одежда допетровской Руси XVI—XVII века


Одежда, где отсутствуют национальные традиции и игнорируются условия климата, представляет собой институт военного костюма. Выше уже говорилось об этом феномене. И тем не менее в истории русского мужского костюма это явление работает на другую особенность, о которой будет сказано ниже.

Военная одежда стрелецких полков русской армии XVII века

Военная одежда стрелецких полков русской армии XVII века

Изобретение военной формы подразумевает поиск максимальной защиты тела в условиях имеющегося уровня военной техники. Применение холодного колющего оружия и стрел вызвали к жизни систему металлических укрытий, среди которых универсальной стала Кольчужная рубашка. Ее называли панцирем (от греческого «пансерион» — железо), и представляла она скрепленную одежду, собранную из колец, отличающихся диаметром, чистотой и искусством ковки.


Васнецов Олег у костей коня

Художник Виктор Васнецов
Князь Олег у костей коня
Фрагмент картины
Рябушкин Народ московский

Андрей Рябушкин
Народ московский во время въезда иностранного посольства

Максимальная степень защиты против ударов копей и кинжалов диктовала одинаковый размер металлических колец (в зависимости от наконечника стрелы). В то же время способ сочленения колец обеспечивал подвижность телу, к тому же кольчуга послушно облегала его. Поиски совершенствования защитных средств привели к комбинации кольчужных колец с пластинами, крепленными на груди, спине и боках. Прецеденты скульптурной формы одежды — бахтерец (с более мелкими горизонтальными пластинами, охраняющими грудь) и юшман (с более крупными) — представляли образец металлического «вязания». По внешнему виду и по эластическим свойствам они аналогичны трикотажу, в котором перемена масштаба петель и чередование плотной резинки и крупной вязки определяют желаемую форму натяжения и облегания. Казалось бы что лучше! Вот образец для дальнейшего усовершенствования одежды!



И действительно... Европейский пурпуэн — стеганные куртки — представляет как бы слепки в ткани этих защитных металлических устройств. Все дальнейшее развитие мужского костюма с XIV и до серединых XVII века пройдет в совершенствовании простеганной одежды, которая обеспечит и прилегание, и защиту, и определенную скульптурную красоту корпусу и даст возможность членения одежды на многие составные части (коль они скульптурно выделаны и форму свою не теряют, даже будучи разобщенными!). Все это было в Европе, и все это знали русские... И использовали... но только там, где это вызывалось крайней необходимостью и буквально помогало сохранению жизни. Не больше.

Военная одежда стрелецких полков русской армии XVII века

Военная одежда всадников русской поместной конницы XVI-XVII веков
в тегилеях и «шапках железных», вооруженных совней и рогатиной. Гравюра.
Александр Висковатов «Исторические описания одежды и вооружения российских войск».

Так в поименованное доспешное платье — тегиляи наряжались люди, готовясь в поход. Поэтому тегиляи подкладывался пенькою или деревенским сукном очень толсто и простегивался с целью устроить его так, чтобы охранить ратника от стрел и сабельных ударов. В XVI столетии такой наряд назывался Куяком, который набивался даже медными гвоздями. «В 1668 году стрельцу Ивашку Кузьмину, мастеру медного дела, куплено меди зеленой тазовой 4 пуда делать с кукуяком суконным к десяти алым и к десяти голубым 8000 гвоздей для набивки тех куяков по 400 гвоздей на куяк».

Все остальное шилось просторным и опоясовалось по мере надобности. Холодная суровая зима привела к появлению кроеной шитой меховой одежды и тем самым резко разграничила последнюю на уличную зимнюю и обиходную домашнюю. Немаловажно и то, что в отличие от открытого отопления очагов или каминов в Европе (от которых в каменных постройках тепла было мало) деревянные строения с большими русскими печами благоприятствовали сохранению тепла в помещении зимой, а отсюда — свободе и простору одежды. Россия так и не узнала сложной простеганной конструкции европейского мужского костюма и вошла в соприкосновение с европейской модой уже тогда, когда та навсегда рассталась со своего рода «скульптурой из ткани».

Ткани и орнаменты допетровской Руси XVI—XVII века →


При использовании представленных на сайте материалов линк на наш проект «Мода и история театра» приветствуется! Размещенные на сайте статьи являются компиляцией множества справочных и литературных источников. Сотрудники проекта уважают права авторов и размещают тексты с разрешения правообладателей. Если найдете ошибку в статьях или дизайне, просьба сообщить .





Copyright 2011-2017 © SBL