ИСТОРИЯ МАСКИ, МОДЫ, КУКЛЫ И КОСТЮМА
История костюма История русского театра Куклы и сцена Маски и театр
А Б В Г Д Е Ж З И К Л М Н О П Р С Т У Ф Х Ц Ч Ш Э Ю Я

Костюмы Руси XVI—XVII века в картинах художников


В русском изобразительном искусстве рубежа XIX и XX столетий наметилась определенная линия, которая не была закреплена какой-то группировкой или объединением, а проходила как бы через разные группировки, рекрутируя в свои ряды и передвижников, и мирискусников, и художников новых направлений. Обращаясь к современности или к истории, эти художники воплощали в живописи национальные основы русской жизни. Разумеется, и реалисты второй половины XIX века интересовались национальной историей и современностью. Но социальные проблемы были для них важнее, чем национальные.


Перов Странник

Василий Перов
Странник
Васнецов Царь Иван Грозный

Виктор Васнецов
Царь Иван Грозный

Последние ставились в их искусстве лишь постольку, поскольку перед их глазами была русская реальность, А для В. Васнецова, Е. Поленовой, М. Нестерова, А. Рябушкина, С. Малютина, И. Билибина, Н. Рериха, в более позднее время для К. Петрова-Водкина возрождение национальной художественной традиции стало одной из главных задач творчества.



Виктор Михайлович Васнецов, еще в 80-е годы XIX века обратившийся к народному эпосу, начал разрабатывать национально-традиционные мотивы не только в живописи, но и в прикладном искусстве и театральной декорации. Вместе с Нестеровым он возрождал церковную стенопись. Мастера, связанные с имением С. И. Мамонтова «Абрамцево», явившимся подлинным рассадником новых художественных идей, стремились оживить народное творчество, делали образцы для мастеров прикладного искусства, обновляли архитектуру более органичным использованием древнерусских мотивов.

Переосмыслялась и традиция средневекового искусства. Здесь прямая линия шла от Врубеля через Рябушкина к Петрову-Водкину. Врубель еще не разделял искусства Древней Руси и Византии. Художник Андрей Рябушкин сосредоточил свое внимание уже на чисто национальном проявлении русской живописи — на ее варианте XVII века.

*Примечание. Для просмотра картины в более крупном масшабе активируйте изображение при помощи клика.
Перов Сельский крестный ход на Пасхе
Василий Перов. Сельский крестный ход на Пасхе
1861 год. Третьяковская галерея, Москва.

Рябушкин Московская улица XVII века в праздничный день
Андрей Рябушкин. Московская улица XVII века в праздничный день.
1895 год. Русский музей, Санкт-Петербург.

Рябушкин Царь Михаил Федорович
Андрей Рябушкин. Царь Михаил Федорович держит совет с боярами
в государевой комнате. 1893 год. Третьяковская галерея.

Рябушкин Втерся парень в хоровод
Андрей Рябушкин. Втерся парень в хоровод, ну старуха охать.
1902 год. Третьяковская галерея.

Васнецов Царевна Несмеяна
Виктор Васнецов. Царевна Несмеяна, 1916.
Дом-музей В. М. Васнецова, Москва.

Иванов Семья
Сергей Иванов. Семья.
1907 год. Русский музей.

Репин Царевна Софья Алексеевна
Илья Репин. Царевна Софья Алексеевна через год после заключения ее в Новодевичьем монастыре, во время казни стрельцов и пытки всей ее прислуги в 1698 году.

Особенности образной и живописно-графической речи Рябушкина можно квалифицировать как проявление того стиля, который получил наименование модерна и утвердился в конце XIX — начале XX века. Он имел разные проявления — в символическом пророчестве Врубеля, в портретной остроте Серова, в стилизованном ретроспективизме художников «Мира искусства». Рябушкин в своем «историческом романтизме» оказывался на грани символистского мышления. Его фигуры в красочных костюмах XVII века становятся бесплотными, эфемерными; зримая красота выражает незримые качества души и духа; стремительный шаг уподобляется полету; возникает цепь ассоциаций, слагающих образ. Можно найти черты, сближающие Рябушкина и с художниками «Мира искусства». Те тоже были влюблены в давно ушедшие эпохи, искали красоту стиля, а не драму, разрабатывали принципы бессобытийного исторического жанра. Не случайно мирискусники старались приблизить Рябушкина к своему объединению. И все же ни к одному из перечисленных выше ответвлений модерна Андрей Рябушкин не принадлежит. Достаточно заметно пристрастие художника к постоянным иконографическим типам изображения. Он часто обращается к мотивам ожидания, предстояния, выхода, шествия. Формулой красоты XVII века становится для него женская фигура в национальном русском костюме, изображенная в профиль, идущая, двигающаяся вдоль плоскости холста. В глубине картинного пространства произведений Рябушкина мелькают силуэты, цветовые пятна, изящные линии вторят друг другу, образуя почти орнаментальную вязь фигур, костюмов и предметов. Движение процессий разворачивается строго параллельно картинной поверхности, поэтому плоскость в картинах художника приобретает особое значение.

Последние годы жизни Рябушкина были трудными. Прогрессирующая болезнь истощала силы. Сознание разъедалось сомнением по поводу своего идеала, так любовно сконструированного. Этот идеал становился особенно хрупким тогда, когда Рябушкин, покидая историю, вновь возвращался к современности. Лирический строй мышления Рябушкина подчас подтачивается иронией, окрашивается нотами грусти, омрачается горестным разочарованием. Но оно лишь оттеняет поэзию чистой мечты художника.

Костюмы XVIII столетия →



При использовании представленных на сайте материалов линк на наш проект «Мода и история театра» приветствуется! Размещенные на сайте статьи являются компиляцией множества справочных и литературных источников. Сотрудники проекта уважают права авторов и размещают тексты с разрешения правообладателей. Если найдете ошибку в статьях или дизайне, просьба сообщить .

Великие женщины XX века




Copyright 2011-2017 © SBL