ИСТОРИЯ МАСКИ, МОДЫ, КУКЛЫ И КОСТЮМА
История костюма История русского театра Куклы и сцена Маски и театр
А Б В Г Д Е Ж З И К Л М Н О П Р С Т У Ф Х Ц Ч Ш Э Ю Я

Военная форма второй половины XIX столетия


Вполне удобную форму обмундирования войска получили в XIX столетии только во времена царствования императора Александра II; постепенно изменяя военную форму, довели ее наконец до такого покроя, когда она, имея красивый и эффектный вид в блестящих родах оружия, была в то же время просторна и допускала в холодное время поддевание теплушек. Особым блеском отличалась форма гвардии, которая в парадных случаях уже со времен Александра I носила особые цветные суконные или бархатные (черные) лацкана (нагрудники); кавалерия сохранила блестящие мундиры и их цвета, но покрой был сделан более удобным; всем были даны просторные шинели с отложным, закрывавшим уши воротником; воротники мундиров были значительно понижены и уширены, хотя они и до сих пор еще тверды и малопрактичны.

Военная форма середины XIX века

Военная форма середины XIX века. Эпоха императора Александра II.

1. Трубач лейб-гвардии Драгунского полка.
2. Обер-офицер лейб-гвардии Конно-Гренадерского полка.
3. Обер-офицер лейб-гвардии Гусарского полка.
4. Обер-офицер армейских пехотных полков.

Армейский мундир был сначала двубортный, затем однобортный; шаровары сначала носились в сапоги лишь в походе, потом у нижних чинов всегда; летом шаровары были полотняные. Красивые, но неудобные каски остались только у кирасир, улан и в гвардии, имевшей, кроме того, фуражки без козырьков; в армии парадный и обыкновенный убор составляло кепи, в первом случае с султаном и гербом. Офицеры имели еще фуражки. Тогда же был дан весьма удобный и практичный башлык, немало послуживший солдату в суровое зимнее время. Ранцы и сумки были облегчены, число и ширина ремней для их носки уменьшены, и вообще солдатская ноша облегчена. К началу 70-х годов уже не было никаких стеснений относительно ношения усов, бород и т. п., но стрижка волос требовалась короткая. Форма обмундирования этой эпохи, будучи достаточно удобной, была дорога; затруднительна была также пригонка мундиров с пуговицами и тальей.



Соображения эти, а главное, стремление к национализации побудили императора Александра III коренным образом изменить форму обмундирования войск; только гвардейская кавалерия сохранила, в общих чертах, свою прежнюю богатую одежду. В основу нового обмундирования были положены единообразие, дешевизна и удобство носки и пригонки. Все это было достигнуто, правда, в ущерб красоте. Головной убор как в гвардии, так и в армии состоит из невысокой, круглой барашковой шапки с суконным дном; шапка украшена в гвардии Андреевской звездой, в армии — гербом. Мундир со стоячим воротником в армии с прямой спиной и бортом без всяких кантов застегивается на крючки, которые можно свободно перешивать, уширяя или суживая мундир; гвардейский мундир имеет косой борт с кантом, цветной высокий воротник и такие же обшлага; мундир кавалерии с преобразованием ее исключительно в драгунские полки (кроме гвардии) совершенно похож на мундир пехоты, только несколько короче; барашковая парадная шапка напоминает древнюю боярку; широкие, заправленные в высокие сапоги шаровары, в пехоте того же цвета, что и мундир, в кавалерии серо-синего, и серые шинели, застегивающиеся в армии на крючки, а в гвардии на пуговицы, довершают несложное обмундирование современного солдата. Отсутствие пуговиц имеет еще и ту выгоду, что устранен лишний блестящий предмет, могущий в солнечную погоду обратить внимание неприятеля и вызвать его огонь; такое же значение имеет и отмена султанов, касок с блестящими гербами и лацканов. Кавалерия при перемене формы сохранила на своих шапках, воротниках и в виде кантов прежние свои цвета. В пехоте и других родах оружия, начиная с введения кепи с околышами, отличие одного полка от другого основано на комбинации цветов погон и околышей. Дивизия от дивизии отличаются номерами на погонах; в каждой пехотной дивизии первый полк имеет красный, второй — синий, третий — белый, четвертый — черный (темно-зеленый) околыши, первые два полка (первая бригада) — красные, а вторые два полка (вторая бригада) — синие погоны. Вся гвардия, артиллерия и саперные войска имеют красные, а стрелки — малиновые погоны. Отличие одного гвардейского полка от другого, кроме околышей, заключается еще в цвете канта и прибора.

Военная форма второй половины XIX века

Военная форма второй половины XIX века. Эпоха императоров Александра II и Александра III.

1. Обер-офицер армейских драгунских полков.
2. Обер-офицер армейских уланских полков.
3. Подхорунжий лейб-гвардии Казачьего полка.
4. Рядовой армейских пехотных полков.

Описанная форма во многом приближается к требованиям, предъявляемым к обмундированию войск, но шапки и фуражки без козырька не защищают глаз от солнечных лучей. Значительное облегчение для войск было допущено Александром III введением для носки в жаркую погоду кителей и полотняных рубах; дополнением этого явились белые чехлы на фуражки в течение всего летнего периода, а также последовавшее в недавнее время разрешение заменять летом мундиры кителями, с орденами и лентами на них даже в торжественных случаях.

В царствование Александра II резко изменилась и форма флота; моряки получили оригинальные фуражки с лентами, у черноморцев и гвардейцев георгиевскими, у прочих — черными; покрой флотской шинели такой же, как и сухопутной, но она черного цвета; черного же цвета и офицерские пальто. Мундиры были заменены так называемыми бушлатами с отложными воротниками и пуговицами в два ряда; этот мундир надевается в определенных случаях, вообще же одежду матроса составляет фланелевая синяя свободная рубаха, доходящая до пояса и опускающаяся вниз напуском; ворот рубахи вырезан спереди, спину прикрывает широкий воротник; под этой рубахой надевается форменная полотняная, такого же покроя, белого цвета с синим отложным воротником, выпускаемым поверх фланелевого; на тело надевается тельная вязанная фуфайка, которая видна в открытый ворот рубах; брюки черные длинные или в сапоги, а летом белые, полотняные; парадного головного убора нет. Офицеры в семидесятых годах получили вместо глухих сюртуков открытые с манишкой, мундиры остались с высокими воротниками, но с длинными фалдами; кивер заменила треугольная шляпа, такая, как у гражданских чиновников.

Военная форма начала XX века →



При использовании представленных на сайте материалов линк на наш проект «Мода и история театра» приветствуется! Размещенные на сайте статьи являются компиляцией множества справочных и литературных источников. Сотрудники проекта уважают права авторов и размещают тексты с разрешения правообладателей. Если найдете ошибку в статьях или дизайне, просьба сообщить .

Великие женщины XX века






Copyright 2011-2017 © SBL