История моды маски куклы костюма

Костюм периода Регентства во Франции XVIII столетия

Период Регентства (1715–1730) отмечен работами тонкого мастера живописи Антуана Ватто, которому мы обязаны не только документально точной передачей костюма, но и необычайно живописным и психологическим проникновением в мир характеров людей. Его рисунки напоминают литературные портреты. По тонкости и пониманию красоты костюма живописец Антуан Ватто в XVIII веке не имеет себе равных. Тем более это дает нам возможность при работе с театральным костюмом обращаться непосредственно к его произведениям, черпая там не только материалы для костюма, но и типажи.

Венецианский праздник Ватто
Венецианский праздник
Французский художник Антуан Ватто, 1718-1719 годы

В своих зарисовках он не чужд и острой социальной характеристики. Его рисунки сангиной отлично изображают крестьян, солдат, ремесленников, священников и, конечно, дам и кавалеров. Пьесы Вольтера, да и вообще весь репертуар XVIII века если не в костюме, то в облике и типаже не могут найти лучшего иллюстратора, чем Ватто.

В 1722 году голландская акционерная компания начала поставлять в большом количестве китовый ус, и юбки совершенно безболезненно стали расти в ширину, не обременяя женщин своей тяжестью. Но нужно было уметь в них двигаться: боком проходить в дверь, боком садиться на канапе или, облюбовав маленький табурет-пуф, сесть на него, приподняв грациозно бока юбки.

Танец Ватто
Танец. Картина живописца Антуана Ватто, 1716-1718 годы.

Прихотливо изогнутая мебель и сложная конструкция одежды вступали в союз, заставлявший любое движение вольно или невольно выполнять с отменной грацией и изяществом. Контуша как нельзя лучше содружествовала и с обручами панье и с изгибами мебели. Ее ширина, свободные складки Ватто на спине обеспечивали женщине подвижность и мгновенно, в зависимости от позы, меняющиеся конфигурации складок.

Капризница Ватто
Капризница. Работа художника Антуана Ватто, 1718 год.

Контуши были из гладкой и узорной материи, рукава и борта отделывались галуном, шнуром и кружевом. Дома и на улице контушу могли опоясывать шарфом и подтягивали до колен, обнажая нижнее платье, а чаще носили ее короткой и называли казакином. Женщины на картинах Шардена почти все в такого рода туалетах, которые, по-видимому, были обязательной принадлежностью буржуазии. Именно так одеты женщины буржуазного круга в пьесах Гольдони и Бомарше.

Далее ► Костюм периода стиля рококо

Главная ► Мода и история театра