ИСТОРИЯ МАСКИ, МОДЫ, КУКЛЫ И КОСТЮМА
История костюма История русского театра Куклы и сцена Маски и театр
А Б В Г Д Е Ж З И К Л М Н О П Р С Т У Ф Х Ц Ч Ш Э Ю Я

Мода на рубеже XIX и XX века


«Я не следовал моде.
Я ее создавал и бросал, едва пустив в свет, предоставив другим следовать за ней...»

Жан Кокто

Период с начала XX века до империалистической войны 1914 года и Октябрьской революции не только насыщен большими общественно-политическими событиями, но и полон интересных смен моды, тесно с ними связанной. Все драматические перипетии моды на рубеже XIX и XX века падают на основную часть населения, ею «обслуживаемую», — на женщин, тогда как мужская мода на протяжении XIX и XX веков стабилизировалась, стандартизировалась и не переживала особых потрясений.


Серов Портрет Ермоловой

Портрет М. Н. Ермоловой
Художник Валентин Серов, 1905 год.

Сомов Портрет Носовой

Портрет Е. П. Носовой
Художник Константин Сомов, 1910-1911 годы.
Платья для М. Н. Ермоловой и Е. П. Носовой созданы художником по костюму Надеждой Петровной Ламановой

Амплитуда колебаний мужской моды не выходила за рамки изменений ширины лацканов и брюк, длины пиджаков и пальто. Только крой линии плеча (с заходом на линию спины), фалды и пуговицы на спине сюртуков говорили о связи и преемственности с формами XIX века. Сложнее было с модой женской. Фантазия портных и напряженная конкуренция всех областей модного рынка ежегодно и ежечасно наводняли его все новыми и новыми товарами. Росли магазины готового платья, ткалось и печаталось во всем мире огромное количество модной ткани. Специальные издания и картинки, приложения к литературным журналам, пропагандировали моду.



Вместе с тем развитие техники, экономические и политические изменения, развитие транспорта, спорта меняли образ жизни людей. К этому времени огромная масса женщин была занята на службе в различных учреждениях, в мастерских и на фабриках. Движение за права женщин к XX веку уже имело своим результатом допуск их в университеты, а в России — организацию первых Высших женских курсов. Появились женщины — юристы, врачи, ученые, археологи, химики. Многолетняя борьба увенчалась если не полным, то все же частичным успехом. Пройдет несколько лет, и женщина сядет за руль автомобиля, к мотору трамвая, за пульт телефонистки, подымется с альпенштоком на вершины гор и отправится в далекие экспедиции.

Рамки необходимой элементарной одежды не только расширились, но и приобрели определенную направленность. Теперь уже есть не только традиционные амазонки, но есть женские костюмы для игры в гольф, есть мягкие туфли для игры в теннис, есть даже (!) купальные костюмы. Открытие пляжей для общего купания было значительным шагом вперед для консервативной буржуазной морали.

Не обошлось, разумеется, без курьезов. В костюме для купания, например, поверх корсета надевались элегантные шаровары (!) с обязательной шляпой или огромным чепчиком. Езда женщины на велосипеде казалась если не моральным преступлением, то вызовом обществу (помните, «Человек в футляре» Чехова?). Но поступательное развитие общества непрерывно, и костюм — один из характерных его показателей. В демократически настроенной передовой части интеллигенции и в массе женщин, занятых трудом, поднялось движение за упрощение формы костюма, за отмену корсета и изобретение форм одежды, более соответствующих нормальному состоянию женского тела и более удобных. Мысль эта сама по себе была прогрессивной, но ее полная реализация совершилась только через 14 лет. А пока художники в тесном сотрудничестве с медиками проектировали и шили более или менее удобные платья, которые, к слову будь сказано, не блистали красотой.

«Попытка реформировать женскую одежду, как известно, была сделана в последние годы. Наши женщины и девушки должны сперва научиться двигаться в реформенной одежде, и тогда обнаружится действительно в гармоническом сочетании красота тела и игра конечностей...»
Платен. «Руководство для устройства жизни согласно законам природы. Как мы должны одеваться».

Эта одежда, выпущенная в продажу в магазинах конфекции или сшитая доморощенным способом, пользовалась успехом у передовых женщин, гувернанток, художниц и председательниц секции борьбы за женское равноправие. Журнал «Спутник здоровья» за август 1899 года помещает заметку: «...в Чикаго существует женское общество. Это общество недавно решило отказаться от употребления всяких шнурков, бантов и вообще приспособлений для стягивания каких бы то ни было частей тела...»

Так, в пьесах Оскара Уайльда, Бернарда Шоу, в политических памфлетах и комедийных спектаклях начала века костюмы «реформ» носили все «воинствующие» женщины. Официальная мода, пропагандируемая журналами и модными магазинами, отвечала направлению в искусстве, получившему название стиля модерн. Этот быстро сформировавшийся стиль можно было бы характеризовать как стиль рисованной и искусственной линии, стиль графический, где все формы, будь то мебель, архитектурное пространство и фасад дома, орнаментальный мотив ткани или посуды, подчинялись раз и навсегда начертанной линии, вялой и искусственной, как бы опутывающей и связывающей по своей прихоти форму предмета. Неудивительно, что все предметы в этом стиле казались как бы нарисованными художниками, которых меньше всего интересовали назначение вещей и совместимость такой вычурной формы с их природой. В самом трудном положении оказались художники костюмов. Они старались, и с помощью модниц не совсем безуспешно, изогнуть посредством сложного корсета прямую фигуру буквой s. Так появился (который уже по счету!) новый корсет, совершенно сплющивший живот и спускающийся спереди до колен. Линия спины на талии делала резкий прогиб. Правда, подлинный идеал костюма стиля модерн так и остался только в изображениях: ни одна женщина не пошла на сознательный «перелом» спины даже во имя моды. Но театр получил неоценимый материал.

Форма рукавов, обилие украшений, кружевные накидки, огромные шляпы и бесконечно длинный силуэт таят самые заманчивые возможности для костюма комедийного актера. «Портрет княгини Орловой» В. Серова превратился в изысканный шарж моды без желания на то художника. Недаром Орлова невзлюбила его и продала за большую сумму.

Серов Княгиня Орлова

Княгиня О. К. Орлова
Художник Валентин Серов, 1911 год.

Однако костюм нельзя ограничить только понятием моды. Костюм — это непосредственный спутник всего разнообразия человеческого бытия. Сопротивляясь моде сознательно и бессознательно, деловые женщины, курсистки, работницы и служащие забирают из нее только то, что им доступно, удобно; их костюм столь же полноправно входит в историю. Коротенькие кацавейки мещанок и работниц, плюшевые пальто с перламутровыми пуговицами у пожилых женщин, клетчатые крылатки путешественников и путешественниц, тужурки студентов — разнообразие костюмов велико.

Возьмем на выбор пьесы промежутка с 1900 по 1914 год: «Враги», «Егор Булычев и другие», «Мать» М. Горького, «Дни Турбиных» М. Булгакова, «Чайка», «Три сестры» А. Чехова, «У врат царства» К. Гамсуна. Посмотрите на состав действующих лиц, и вы убедитесь, что модными журналами здесь нельзя обойтись. Одежда гимназиста, поручика царской армии, офицера, жандарма во «Врагах». Скромные платья провинциальных сестер и костюм бонвивана. В подобных пьесах мода является только ориентиром, ибо здесь мир бытового костюма. В таких случаях прибегают к использованию литературных источников, фото и живописному материалу, иллюстрированным изданиям того времени.

Мода в 1900—1916 годы →



При использовании представленных на сайте материалов линк на наш проект «Мода и история театра» приветствуется! Размещенные на сайте статьи являются компиляцией множества справочных и литературных источников. Сотрудники проекта уважают права авторов и размещают тексты с разрешения правообладателей. Если найдете ошибку в статьях или дизайне, просьба сообщить .

Великие женщины XX века




Copyright 2011-2017 © SBL