История моды маски куклы костюма

Конструкции и форма костюма

Костюм жены варвара
Костюм жены варвара

Вторым в истории костюма известным средством преображения формы являются приспособления, меняющие силуэт и объем бедер, в русском наименовании укрепившиеся под названием фижмы (от немецкого словосочетания фашбейн – рыбная кость), кринолин и турнюр.

Как и корсет, эти конструкции формы костюма служат цели видоизменения облика и утверждения нового эстетического идеала. И в то же время, как сооружения громоздкие, затрудняющие всякую деятельность и дорого стоящие, они являются средством выражения социальной дистанции, укрепления социального престижа.

В театре фижмы несут ту же функцию, только техническая сторона их исполнения подвергается модернизации. В зависимости от характера драматургии и художественной трактовки спектакля эти искусственные формы получают индивидуальное решение. Так, например, вертугадэн – искусственное сооружение в женском испанском костюме XVII века, в истинном значении – «хранитель добродетели», практически – способствующее выявлению эффекта статичности и незыблемого равновесия, – в спектакле «Учитель танцев» Лопе де Вега (ЦТСА) художником И. С. Федотовым был решен творчески, более чем вольно. Легкость и прозрачность спектакля, пронизанного танцевальным ритмом и напоенного звуками кастаньет, дали ключ к интерпретации исторического эталона. Легкие проволочные плоские сетки крепились на талии около выступов бедер. Стан, стянутый тугим корсетом, только выигрывал в стройности от контраста резкого расширения юбки. Плотная, на подкладке ткань (знаменитый фай) легко легла на «конструкцию», и более 25 лет в стремительном танце двигается по сцене изящная Флорелла, чаруя зрителей своей грацией и испанской чопорностью одновременно.

Скульптурная деформация. Толщинки. Бутафория тела.

Но если корсет и фижмы – неотъемлемые части цивильного костюма, то толщинки – это принадлежность театрального искусства «бутафории тела». «Толщинка» в характере роли становится плотью персонажа. Беспощадное время горбит, сутулит, кривит, покрывает жиром... и искусные руки лепят и прилаживают «деформацию жизни», очевидную в реальном существовании сценического типажа. Практически исполнение толщинок лежит на обязанности театральных портных, которые с помощью художников простегивают, прошивают с ватой, поролоном, волосом выкроенные по надлежащей форме куски ткани.

В спектакле «Генрих IV» Ленинградского БДТ имени Горького актер Лебедев по своей фактуре мало подходил к роли Фальстафа. Эпитеты, сопровождающие его – «толстопузый», «сэр Джон толстый», «потная глыба», «шерстяной мешок», «грязная кадушка с салом», – нужно было оправдать. И высокий и совсем не толстый актер преображается в «потную глыбу», ловко и остроумно сочетая уловки портного -скульптора с «грациозными» движениями толстяка. Обретая искусственный живот, он двигается по сцене, широко расставляя ноги и согнув руки в локтях. Так двигаются очень полные люди, чья толщина, распирая одежду, не дает возможности приблизить конечности к туловищу. Толщинка, изменив конфигурацию актера, изменила манеру движения, стала нормой его физического, а затем и психологического состояния.

Далее ► Костюм и психология персонажа

Главная ► Мода и история театра