История моды маски куклы костюма

Верхние одежды допетровской Руси

Покрывалась сорочка Телогреею – верхним распашным платьем, застегнутым спереди на пуговицы или завязки, с длинными до полу «фальшивыми рукавами». Такие одежды были в ходу и в простом быту и у зажиточных крестьян, где и сохранились вплоть до XIX века в городах и селах русского Севера. Там такие рукава служили карманами или мешками для поклажи вещей. «...Шей вдова широки рукава, было б класто куда небылые слова» (небылые – плохие, ложные, клеветнические). Можно предположить, что во времени пышные рукава потеснили плечевую часть телогреи и уничтожили фальшивые рукава. «Безрукавное» плечо преобразовалось в лямки, что определило новое одеяние – сарафан.

Верхняя одежда русских бояр
Верхняя одежда русских бояр из собольего меха в XIV–XVII веках.
Горлатная шапка и турская шуба мехом внутрь. Гравюра, 1841–1862 годы.
Александр Висковатов «Исторические описания одежды и вооружения российских войск».

Возможно, что и появление «коротенькой» было прямой эволюцией телогреи. Ткани для телогреи шли драгоценные (тяжелые) золотные или легкие, камковые, шерстяные. По вороту, подолу и полам окаймлялись золотым шитьем (кружевом), а полы скреплялись пуговицами числом, доходящим от 9 до 30.

Пуговицы были особой областью искусства и работались из жемчуга, обшивались парчой и шились золотом, выкладывались из металла, украшались сканью, финифтью, зернью и драгоценными камнями. «Завязки – петлицы – так же низались жемчугом и вышивались шелками, плелись из шнура золотного и серебряного.

Рябушкин Пожалован шубой с царского плеча
Андрей Рябушкин
Картина «Пожалован шубой
с царского плеча». Русский музей.

Декоративность этой простой одежды возрастала и была скрупулезно продумана в количестве и качестве узорных компонентов. Холодные и летние телогреи покладывались тафтою и подол подбивался цветной подпушкой. Что уже говорить о цвете подкладки, который играл – при наличии вышивки и шитья – немаловажную роль. Теплые телогреи подкладывались меховым исподом – горностая, белки, лисы, соболя, песца с бобровой опушкой. В таком качестве это становилось верхней выходной одеждой, которая в утеплителях не нуждалась. Телогрея равноценна европейской готической одежде – сюркот – и отличалась от него лишь тем, что последнее имело иную форму и подчеркивало красоту женского тела.

Все последующие верхние одежды при похожих формах можно разделить на распашные – с застежкой спереди и глухие – накладные, надеваемые через голову. И те, и другие, надеваемые послойно, соответственно увеличиваются в объеме, хотя конструктивная их сущность – прямой стан и боковые, расширяющие подол клинья – остается единой и неизменной. Различие в объеме привносит и характер утепления – от легких подкладок до мехового «испода», – что в основном и определяет разницу наименований. Незыблемость семейного уклада жизни, догматичность религиозно-этических норм сохранялись в придворном костюме вплоть до реформ Петра, а в крестьянской одежде почти до конца XIX века. Чтобы подчеркнуть престижность и высокое социальное положение, женский костюм утяжелялся богатством наложенного сверху декора.

Далее ► Средние одежды и обувь допетровской Руси

Главная ► Мода и история театра