ИСТОРИЯ МАСКИ, МОДЫ, КУКЛЫ И КОСТЮМА
История костюма История русского театра Куклы и сцена Маски и театр
А Б В Г Д Е Ж З И К Л М Н О П Р С Т У Ф Х Ц Ч Ш Э Ю Я

Костюмы первой половины
XVII века


В начале века повсеместно господствовала испанская мода. Ее громоздкие и неподвижные формы в женском костюме сохранились в массиве лифа и корсаже со шнипом, в брыжах, с которыми в Голландии не расставались на протяжении пятидесяти лет, в господстве черного цвета и тяжелых тканей. Высокие кружевные стоячие воротники, существовавшие одновременно с фрезой, усиливали впечатление надменности и импозантности. В придворном мужском костюме также соблюдался закон элегантности сочетания черного цвета с белым; сохранялась испанская форма пурпуэна с простеганной грудью и крылышками на плечах, с короткими плащами и широкими, вначале шарообразными и жесткими, а потом мягкими, заходящими за колено штанами. Обязательны были белые манжеты и кружевные воротники фрезой, стойкой или с торчащими углами. Чулки и туфли с каблуками довершали этот костюм.

Эйтевал Кухарка

Иоахим Эйтевал. Кухарка, 1625. Художественный музей, Утрехт.

Хронологические изменения в формах костюма особенно важно знать в театре при работе над историческим спектаклем. И не потому, что необходимо придерживаться точных границ моды или точного адреса костюма.

Действие комедии Лопе де Бега «Звезда Севильи», например, относится к XIII веку. Напечатана она в 1625—1634 годах. Знаменитый драматург изобразил столицу Андалузии, руководствуясь своими личными впечатлениями от пребывания в ней в 1600—1604 годах. Поэтому можно решить спектакль, как это было сделано в Малом театре в 1890 году в костюмах XIII века, можно костюмировать его и модой конца XVI — начала XVII века. Все зависит от того, в каком ключе решается спектакль, как его мыслят режиссер и художник.

Костюмы первой половины XVII века в силу указанных выше исторических причин приобрели подвижную и гибкую форму, и в них, конечно, удобно и выгодно играть стремительные и жизнерадостные комедии Лопе де Бега. Но внутри каждого спектакля могут быть «смещения» костюма по времени. Старшее поколение всегда придерживается моды своей молодости, тогда как молодежь одета по последней моде. Когда много действующих лиц, то может случиться и так, что персонажи одеты в костюмы начала и конца века. Конечно, это относится только к периодам длительной протяженности моды — от средневековья до XVIII века.

В XIX веке, когда смена моды пошла быстрее, такое вольное обращение уже делается недопустимым. Основное же в выборе характера костюма и его хронологической точности (в определенных допустимых рамках) основывается на том облике, той характеристике, которую создает та или иная мода и которую режиссер и художник хотят воспроизвести для более глубокого решения сценических образов.



Комедии Лопе де Бега могут исполняться в костюмах XVI и XVII веков, но несомненно, что старшее поколение в них, конечно, будет одето по форме испанской моды конца XVI столетия. Комедии Лопе де Бега включают определенный и обширный круг персонажей. Главными действующими лицами выступают благородные отцы, ревнители патриархальных семейных заветов (они-то и одеты в строгих правилах XVI века, несколько старомодно, но удобно). Братья — блюстители чести своих сестер и предприимчивые кавалеры (участники почти непременных сцен ночных свиданий с длинным черным плащом — ле капа). Они одеты по самой последней моде. Влюбленные в них девицы — здесь фантазии художника предоставляется большое поле деятельности, лишь бы костюм был сделан со вкусом и не мешал двигаться героине; слуги — хитрецы и простаки (в костюме с плеча господина), служанки, наперстницы своих хозяек (здесь можно обратиться к народному крестьянскому и городскому костюму) и много других персонажей, начиная от лодочников, погонщиков мулов и титулованных идальго.

Персонаж — это характер, и так же, как и сейчас, в те далекие времена каждый обладал какими -то ему одному свойственными чертами характера, которые могут получить выражение в костюме. Например, хитрому и умному Тристану — слуге дворянина Теодоро («Собака на сене») не до туалета: он вечно спешит, занят устройством дел своего господина. Разрезы его пурпуэна превращены в карманы, и самые неожиданные предметы вынимаются им из тайников костюма. В театре всегда можно обыграть форму, покрой и детали. Для этого нужно только очень хорошо знать и понимать костюм. В то же время совсем не обязательно придерживаться в решении костюмов всех персонажей только испанской моды. Молодые люди в Испании были одеты так же, как и их сверстники во всех странах Европы : большие войлочные шляпы набекрень с лихо заломленными полями. Стеганый дублет (пурпуэн) и кожаный колет были так же обязательны, как пиджак в наше время. Сапоги с ботфортами и плащ.

Народные же костюмы типичны только для своей страны. Но зато их формы не подвергаются изменениям с такой быстротой, как костюмы города, и в поисках соответствующего материала можно обратиться к иллюстрациям более позднего времени.

Мужской костюм первой половины XVII века →


При использовании представленных на сайте материалов линк на наш проект «Мода и история театра» приветствуется! Размещенные на сайте статьи являются компиляцией множества справочных и литературных источников. Сотрудники проекта уважают права авторов и размещают тексты с разрешения правообладателей. Если найдете ошибку в статьях или дизайне, просьба сообщить .





Copyright 2011-2017 © SBL