История моды маски куклы костюма

Костюм и стиль эпохи

Костюм принцессы Египта
Костюм принцессы Египта

Костюм – это форма, соответственно «вылепленная» тканью и придающая фигуре те или иные очертания. Очертания, или силуэт, видоизменяются в зависимости от стиля, художественной характеристики целой эпохи, или от моды, как кратковременного изменения в границах стиля. Так, например, западноевропейское искусство XVI века – барокко, стиль придворного абсолютизма, стиль торжественный и высокопарный, – создает и соответствующий этим понятиям костюм. В архитектуре стиль барокко выявлен в преувеличенных формах и пропорциях сооружений, в излишней декорации фасадов дворцов с бесконечными анфиладами комнат и богато убранными залами, в создании площадей с величественными лестницами, памятниками и грандиозными фонтанами.

Как же в костюме воплощаются черты стиля? С полотен живописцев этой эпохи смотрят напыщенные вельможи в торжественных официальных позах, пешие и конные, в тяжелых париках и развевающихся мантиях. Массивные кафтаны мужчин отягощены обилием вышивки и позолоты. Богатая перевязь для шпаги, чулки с ажурными стрелками и башмаки на толстых красных каблуках, парик с ниспадающими по плечам и спине локонами. Эпитеты – придворный, торжественный, величественный, грандиозный, – характеризующие стиль барокко в архитектуре, живописи, скульптуре, становятся правомерными и для костюма.

Таким образом, стиль – это единство художественных признаков всех видов искусств (обусловленное единством идейного содержания), характерных для данной эпохи. Выражение «выдержать спектакль в одном стиле» означает, что данный спектакль во всем своем многообразии – в игре актера, в декорациях, костюме, режиссерской трактовке – един по своему художественному решению.

«...Кроме общеизвестных свойств у классических произведений существует еще одно качество: каждая эпоха находит в них свои жизненно важные интересы...» – пишет Г. Козинцев.

Далее ► Костюм и стиль спектакля

Главная ► Мода и история театра