ИСТОРИЯ МАСКИ, МОДЫ, КУКЛЫ И КОСТЮМА
История костюма История русского театра Куклы и сцена Маски и театр
А Б В Г Д Е Ж З И К Л М Н О П Р С Т У Ф Х Ц Ч Ш Э Ю Я

Женский костюм
первой половины XVII века


Изменения в женском костюме в XVII столетии прошли вместе с перипетиями века сложный и насыщенный путь. И поэтому художнику театра представляется возможность дать одновременно две разные моды, что очень часто бывает и в жизни. Возникает возможность дать более острую характеристику «старого и нового». Например, в спектаклях «Три мушкетера» и «Сирано де Бержерак» основных женских персонажей не так уж много, но, когда дело доходит до решения массовых сцен с участием гостей, приходится заменять отсутствие речевого материала разнообразием костюмов, тем более что художнику не возбраняется отход от даты написания спектакля или даты его действия на более ранний «костюмный период».


Веласкес Портрет Изабеллы Бурбонской

Диего Веласкес Портрет королевы Изабеллы Бурбонской, 1632 год.
Дейк Портрет дамы

Антонис ван Дейк. Портрет дамы, 1635. Пинакотека Брера, Милан.

Итак, женский костюм первой половины XVII века. Как уже отмечалось, начало века в костюме, особенно придворном, знаменовалось господством испанской моды. Костюмы были внушительны по размерам, богаты по количеству кружев на стоячих воротниках и фрезе, на манжетах и корсаже. Корсаж, сильно затянутый в талии и с планшеткой спереди, придавал женской груди изгиб лебединой шеи. А металл и проклеенный холст корсажа делали ее неподвижной. Блестящий тяжелый атлас, парча и муар покрывали юбки платья. Темные ткани верхнего платья контрастировали с зелеными и красными нижними юбками, выглядывавшими из -под подогнутых верхних. Богатые горожанки, которые могли прогуливаться по улицам (тогда как знатные дамы пешком не передвигались), подбирали верхнюю юбку, образуя фижмы. Лиф и рукава, как и мужские жилеты, простегивались определенным узором на поверхности ткани.



Очень тонко и со вкусом выполнен костюм Изабеллы Брандт (автопортрет Рубенса с женой), с открытым простеганным жакетом, светлым корсажем и тяжелой юбкой. Несомненно, ее костюм был создан не без участия живописца Рубенса, чей вкус и манеры были образцом изысканности своего времени. Рукава в этот период могли быть не только сравнительно узкими, но и широкими, простеганными, разрезанными и нередко украшенными валиками и крылышками наподобие мужских. Кончался рукав обязательно манжетом в форме фрезы из тонкого полотна или кружева или полотняными и кружевными крагами, тесно обхватывающими запястье от кисти руки кверху.

Тонкость талии и стройность стана подчеркивались огромным воротником-фрезой, украшавшим женский костюм. Фреза складывается из лент, тонкого полотна, батиста, кружев. Концы их скрепляются; свернутая и закрепленная таким образом ткань надевается на шею или манжет. Приводим рисунок, который показывает устройство простого приспособления для складывания фрезы. В наше время фрезу можно делать из тонких, но упругих синтетических тканей — капрона, силона или из хорошо прокрахмаленного батиста и тонкого мадаполама. Девушки и служанки носили отложные воротники или высокие кружевные стойки. Женщины подбирали волосы в маленькие чепчики из тончайшего полотна и восточного легкого шелка. Это не мешало поверх чепчика надевать шляпу с высокой тульей и широкими полями. Дополняли костюм перчатки с узорно расшитыми крагами. В это время в моду стали входить ювелирные подвески, серьги, кольца. Женщины, как и мужчины, кутались в плащи — короткие, как пелерины, или длинные, надевавшиеся вместе с капюшоном. К поясу под юбку прикреплялся кошелек, сверху — веер из перьев, который в середине века заменился восточным, складным. В 30-х годах начали делать часы «луковицы». Будучи несовершенными в прямом назначении, они стали предметом ювелирного искусства. Осыпанные драгоценностями, украшенные эмалью или инкрустациями, подвешенные на плоских широких цепочках, часы были модным украшением корсажа дам, а франты умудрялись подвешивать к кафтанам по нескольку часов. К поясу привешивались и маленькие несессеры — футляры с миниатюрными приборами для туалета, мушечницы. Под корсаж на шею на шнурке вешались блохоловки — наполненные медом флаконы, через маленькие отверстия которых попадали блохи, в изобилии водившиеся в сложных юбках костюмов.

На ноги дамы надевали туфли без каблуков, снабженные обширными бантами и розетками. Руки прятали в муфты из меха или вышитой ткани, употребляли надушенные носовые платки и в большом количестве косметику (притирания, пудру, помаду, румяна и мушки). Мушки начали наклеивать еще в XVI веке, но в XVII и XVIII веках ношение их стало обязательным. Это были кусочки черного пластыря, которые приклеивали на щеку около рта или рядом с глазом. С 1600 до 1800 года во Франции мушки вырезали из черной тафты в виде полумесяца, короны, звезды и т. д., называли их по-разному, в зависимости от места прикрепления. Так, на верхней губе помещалась «кокетка», на носу — «королева», в углу глаза — «страстная». Размещение мушек рассматривалось как искусство которому надо обучиться. Каждая дама носила при себе маленькую коробочку из серебра, слоновой кости или черепахи, снабженную зеркальцем, и ничего необычного не было в том, что дама быстро прилепляла мушку или две с такой же небрежностью, как современные женщины пудрят нос. Уже к 20-м годам XVII века в моде произошли перемены, упростившие некоторые формы костюма.

Высоко поднятая талия лифа, широкие рукава, схваченные манжетой -крагой, широкий отложной воротник и широкополая шляпа, ничем не отличавшаяся от мужской, — таков общий вид костюма. Коротко подстриженные с боков волосы, локонами лежащие на щеках, дополняли сходство с юношей. На затылке волосы укладывались венцом (точнее, баранкой). Лиф, превращенный в дублет (может быть, жакет), расстегивающийся спереди, так же простеганный и украшенный, так же выкроенный: и форма спины, и воротник, и валики на плечах и рукаве — все напоминало отважных мушкетеров. Лихо заломленная на одно ухо фетровая шляпа с пером и большой воротник с манжетами придавали богатым женщинам новое кокетливое качество, в XX веке названное унисексом. Как и в мужском костюме, рукава на внутренней стороне имели разрезы, борта которых обрамлялись шитьем и всевозможной отделкой. Головы стали покрывать чепцами, короткими тонкими накидками, а на лицо при выходе на улицу обязательно надевалась черная полумаска. Эту манеру позаимствовали мужчины, направлявшиеся на свидания.

Для женского костюма XVII века характерно наличие нескольких юбок, отличающихся друг от друга цветом. В 30-х годах вошло в моду верхнее платье — роб* со светлой нижней юбкой, ткань которой была видна в распахнутые от талии полы. Во Франции носили довольно откровенное декольте, стыдливо прикрывая его тонкой прозрачной косынкой; пуритане в Англии и кальвинисты в Нидерландах, как приверженцы строгих нравов, носили огромные косынки и воротники, закрывающие горло, плечи и грудь. У женщин, как и мужчин, верхней одеждой считались плащи, накидки и даже брандебуры, уже совершенно похожие на мужские. Так военное время преобразило женскую моду, придав ей мужской характер.

Чем больше изменений в модных туалетах, тем совершеннее становится работа портных, тем больше индивидуальных находок в костюмах. Так, юбки стали по -разному присборивать, акцентируя сборки на спине. Самой разнообразной вариации стали подвергать отделку лифа. Поэтому рекомендуем внимательно просмотреть прилагаемые рисунки и указанный иллюстративный материал, а главное, прорисовать самому отдельные детали.

Мужской костюм периода Мольера →



При использовании представленных на сайте материалов линк на наш проект «Мода и история театра» приветствуется! Размещенные на сайте статьи являются компиляцией множества справочных и литературных источников. Сотрудники проекта уважают права авторов и размещают тексты с разрешения правообладателей. Если найдете ошибку в статьях или дизайне, просьба сообщить .

Великие женщины XX века





Copyright 2011-2017 © SBL