ИСТОРИЯ МАСКИ, МОДЫ, КУКЛЫ И КОСТЮМА
История костюма История русского театра Куклы и сцена Маски и театр
А Б В Г Д Е Ж З И К Л М Н О П Р С Т У Ф Х Ц Ч Ш Э Ю Я

Сценический костюм и мода


Искусство театрального костюма
Эскиз театрального костюма
Костюм и характер роли
Исторический адресат костюма
Костюм и искусство декорации
Костюм и стиль эпохи
Костюм и стиль спектакля
Костюм и театральное искусство
Костюм и символика
Сценический костюм и мода
Линия и силуэт костюма
Костюм и актер
Конструкции и форма костюма
Костюм и психология персонажа
Выразительность костюма
Социальная характеристика
Костюм и технический прогресс
Создание исторического костюма
Иконография костюма
Выбор ткани костюма
Образ сценического костюма
Атрибуты и аксессуары
Цвет в костюме

Выяснив до известной степени вопросы единства стиля, мы сталкиваемся с другим, не менее тонким нюансом видоизменения костюма. Мы подошли к вопросу изменения некоторых форм, пропорций, деталей, цвета ткани и ее фактуры в рамках одного стиля. Мы знаем, что XVII век — это барокко. Однако в начале, в середине и в конце века костюмы разные. Действие «Трех мушкетеров» и «Мещанина во дворянстве» происходит в одном веке, но в разное время: в начале и в конце. И если обе пьесы относятся по времени к одному стилю, то костюмы отличаются по моде, которая довольно часто меняется в рамках одного стиля. Изменения моды могут быть очень резкими или малозаметными, но знание этих изменений и понимание их составляет подлинное знание костюма, позволяет правильно передать эпоху в ее разнообразии, правильно подобрать тон спектакля. Неточность или небрежность в костюме, казалось бы малозначительные, снижают иногда звучание целой сцены, а может быть, и всего зрелища.

В начале 60-х годов на экраны вышел фильм «Ветер». Это фильм о первых комсомольцах, фильм искренний по игре актеров, с интересным сценарием и режиссурой. Один из центральных эпизодов фильма — расстрел, — решенный тактично и сильно, кончается показом крупным планом поставленной в ряд обуви. Это все, что осталось от только что двигающихся, страдающих и думающих людей. Обувь выразительна и одушевлена: стоптанные рабочие башмаки, старые сапоги, городские штиблеты с ушками и отвалившимися подметками. Но что это? Девичьи узенькие туфельки на шпильке? И эпизод, так тщательно продуманный, который мог бы стать тактичным и убедительным по приему и силе воздействия, сразу превратился в плохой подбор костюмерного реквизита.



Костюм египетской танцовщицы
Костюм египетской танцовщицы

И наоборот, мода и ее проявление через костюм в руках умных постановщиков могут стать средством передачи целого ряда психологических ситуаций и конфликтов. Воспользуемся текстом рецензии на телефильм «Урок английского» (рецензент Л. Руденко, «Комсомольская правда», 17 декабря 1972 года).

«В этой ленте о многом говорят детали... А что всплывает в памяти, когда погаснет последний кадр? Конечно же, она — Виолетта Львовна — Майя Булгакова. Мы запомним ее глаза: блестящие, восторженные, ее улыбку... но больше всего о ее внешнем облике говорит походка. На своих тонких высоких шпильках она как на цыпочках. И оттого во всей ее фигуре одновременно и полет, и неуверенность. Нелегко человеку, когда он всегда на цыпочках. Нам показывают эти шпильки крупным планом. На улице — безликая высота стекла и бетона, несутся машины последней марки... Шпильки ступают осторожно и кажутся жалкими. И только нелепая здесь авоська в руках Виолетты Львовны не контрастирует с ними. А камера стремительно переводит наш взгляд на другие ноги: туфли на модном широком каблуке, на них ниспадает клеш брючного костюма. Это Алена Родионова, ученица Виолетты Львовны. Она на собственной машине, вернее на машине мамы, едет к знакомым актерам...»

Таким образом, мода для сценического костюма является не только приметой времени, но и средством выражения социальной, социологической и психологической характеристики.

Линия и силуэт костюма →



При использовании представленных на сайте материалов линк на наш проект «Мода и история театра» приветствуется! Размещенные на сайте статьи являются компиляцией множества справочных и литературных источников. Сотрудники проекта уважают права авторов и размещают тексты с разрешения правообладателей. Если найдете ошибку в статьях или дизайне, просьба сообщить .

Великие женщины XX века






Copyright 2011-2017 © SBL