ИСТОРИЯ МАСКИ, МОДЫ, КУКЛЫ И КОСТЮМА
История костюма История русского театра Куклы и сцена Маски и театр
А Б В Г Д Е Ж З И К Л М Н О П Р С Т У Ф Х Ц Ч Ш Э Ю Я

Служилая одежда в России XVI—XVII века


В начале XVII века понадобилось сменить служилое придворное платье на форму для новой почетной царской охраны, постановили «одеть рындов» в подобающее платье, и в 1613 году были «покупаны в городских рядах различные предметы этого наряда. Шапки песцовые белые, камка белая на кафтаны, серебро волоченое на нашивки к кафтанам и завязки к ферезеям. Белая мешина на сапоги, горностайная опушка на терлики, кошачьи исподы под песцовые шапки, шелк белый на завязки к рындиным ферезеям».
В 1640 году в казне хранились «платья рындовы — четыре шубы горноставы под камкою белого, четыре терлика камчаты белы, камка индийска... четыре кушака кизилбашских полосы золоты с шелки розовых цветов. Четыре шапки рысьих, четыре песцовых белых. Десятеры сапоги сафьянные белы...». Фантастически красивые, полные экзотики, одеяния рынд, при топорах и алебардах, с золотыми цепями на груди, представляли более чем внушительное обрамление царского места.

Упомянутый терлик, носимый при Иване Грозном, походил на одеяние иранцев — кафтан однобортный с короткими рукавами. В свадебных обрядах в терликах золотых на соболях и в шапках черных лисьих шествовали перед невестою свечники, коровайники и фонарники, люди стольничьего чина, как было на свадьбе царя Михаила Федоровича в 1626 году».


Билибин Грязной
Иван Билибин. Грязной. Эскиз костюма к постановке оперы Римского-Корсакова
«Царская невеста».
Cуриков Утро стрелецкой казни фрагмент

Василий Cуриков
Утро стрелецкой казни
Фрагмент картины художника

Таким образом, строго разграниченные по названию, одежды отличались друг от друга масштабом, тканью, подкладками, нашивками и пуговицами. Эстетическое познавалось в украшении. Многослойность одежды в 80-х годах XVII века является главным критерием понятия красивого.



Перемена платья — особый ритуал. Перемены платья как во время обедов, приемов, так и во время передвижения составляли особый ритуал. «В 1677 году Июня 15, совершая богомолье, в Новодевичьем монастыре был царь Федор Алексеевич в "ферезее объярь золотная по рудожелтой земле травы золоты и серебряны. Кафтан ездовой объярь середряна с золотыми травами, зипун тафта бела; шапка бела червчат с запаны. В том он шел до земляного города, а у земляного города царьгосударь переменял ферезею золотную и надел ферезею объярь бела струя серебряна, в которой и шел полем до монастыря, а у монастыря снова надел золотую ферезею и в том платье слушал вечерню"».

В описаниях одежд, подаваемых на выезд Алексея Михайловича в 1653 году к смотру его войск не Девичье Поле, опись платьев, которые ему пожаловали, характеризует пристрастия и привязанности в искусстве одеваться того времени.

«Зипуны:

Объярь серебряна травки золоты.
Тоже объярь травы разных цветов
пуловицы обнизаны жемчугом
Камка Кизылбашская золотная
травы серебряны — пуговицы
те же и того 10 зипунов и все разные.

К зипуну подавали обнизь — стоячий воротник. Большая обнизь — бархат червчат двоеморх, обнизано жемчугом болыни Гурмыцким с изумруды, морхи обнизаны скатным жемчугом мелким. Бархат рудожелт двоеморх с лазоревыми яхонты, обнизано жемчугом большим Гурмыцким зерны...». Всего шесть разных воротников.

На зипун одевалась чуга — род военного мундира: «Без ожерелья — воротник у зипуна бархат червчат двоеморх с орлами подпушка объярь по серебряной земле травы золотые; круживо кованое серебряное широкое, три пуговицы золотые с каменьями, нашивка, в четырех местах жемчуг с каменьем яхонты червчаты, лалы изумруда. Перевязь — цепь алмазная с амагильго золотой. Пояс большой тесьма серебряна. При нем нож булатный черек раковинный насечен золотом,
ножны оправлены золотом с каменьями». И так 15 одежд из разных тканей с дорогим убранством...

«Ферези ездовые — зуфь бела подпушка участок золотой. Образцы низаны жемчугом с каменьями по черному бархату, завязки и кисти золотные ворворки большой жемчуг - Числом 13.

Штаны. Камка кизылбашская по мелинной земле. Камка кизылыбашская по брусничной земле полосы золоты и серебряны с шолки.

Шапка. Бархат червчат двоеморкол соболий обнизана вся жемчугом с эапаною. Она же с крестом алмазным. И так далее число 12.

Рукавицы. Ролдужные запястье шито золотом по червчатому атласу. Перщатые с бахромами (с пальцами) И т.д. число 7.

Обувь ичетыги и башмаки сафьян желт новы.

Подвязки тесьмы золото с серебром пряжи и наконечники серебряны золочены с чернью гладкие».

Таков — перечень переодевания царя во время двухдневного смотра войск. Если взять современный чемодан поклонницы (или поклонника) моды и перечислить с таким усердием, то в числе одеяний вряд ли окажется большой разрыв. Даже у современников российского царя — его «коллег» по европейским престолам перечень сундуков, попавших во вражеские руки во время сражений, не будет отличаться чем-либо существенным.

В средневековой Руси монастырский быт и церковное богослужение тесным образом переплелись с светской жизнью. И последняя в своей организации — как бытовой, так и (главным образом) внешней — использовала опыт церковного декоративного воздействия на зрителя как средство завоевания авторитарного превосходства. Ослепительное богатство церковного ритуала, блестящего золотом, серебром и драгоценными камнями, было целиком перенесено в мирскую жизнь, усилено и умножено в возможностях царедворцев. Таинство церковных обрядов переместилось в иерархию выходов, в многоступенчатость любого мирского действа, а светская власть уподоблялась Божественной. Ритуал обрастал драгоценной оболочкой, личность царя возвышалась и огораживалась, торжественность декорации поднималась до литургического звучания. А национальное свойство ума, направленное к украшению любого предмета, не мыслящее себе жизни без узорочья, способствовало возведению здания декоративности как мощного источника эстетического наслаждения.

Костюмы Руси XVI—XVII века в картинах художников →


При использовании представленных на сайте материалов линк на наш проект «Мода и история театра» приветствуется! Размещенные на сайте статьи являются компиляцией множества справочных и литературных источников. Сотрудники проекта уважают права авторов и размещают тексты с разрешения правообладателей. Если найдете ошибку в статьях или дизайне, просьба сообщить .





Copyright 2011-2017 © SBL