История моды маски куклы костюма

Головные уборы в допетровской Руси

Особое значение на Руси (как и у всех народов) придавалось украшению головы, и девичество определялось распущенными волосами, заплетенными в одну и две косы. Последние сплетались с золотыми нитками и жемчугом – «русу косу плетучи, шелком перевиваючи» – и заканчивались украшенным косником – кистью или треугольным сооружением с тремя кистями (жемчуг, шелк, шерсть и т.д.).

Аргунов Портрет неизвестной крестьянки в русском костюме XVII века
Иван Аргунов
Портрет неизвестной крестьянки
в русском костюме XVII столетия.
1784 год. Третьяковская галерея.

Волосы перехватывались по голове перевязкой, так же украшенной вышивкой жемчугом и драгоценностями. Сплошная повязка называлась венцом и имела архитектурные надстройки городками или зубцами. К венцу привешивались бусы – снизанные пряди жемчуга, драгоценности с сержными кольцами и колтами, а к передней стороне венца прикреплялся подниз, скрывавший как бахрома брови и часть глаз,. Венец, перекрытый круглой тульей из отдельных огибей (на манер византийского), назывался коруной и венчался камнем на маковке или у царской короны – крестом.

Замужние женщины надевали на голову подбрусник – повойничек из дорогих легких тканей (в деревне из холста), который стягивал и прятал волосы, охраняя пряди, выбившиеся на шею, специальным куском ткани – позатыльном. Сверху крепился убрус – тонкое полотнище, расшитое и украшенное, спускающееся по бокам головы и обвивающее ее. Это сооружение (сборник) составляло волосниковый убор, который при Петре I в народном быту стал называться цепцом, так как украшался швом цепковым (тамбуром). В XVIII веке головной убор подчинился европейской моде, но наименование сохранилось.

Венчала замужнюю женщину кика («венец брачной жизни») – жесткое сооружение с околышем и дном, обтянутое тканью, украшенное металлическими накладками, снизанное жемчугом и вышитое. Оставшись в крестьянском старообрядческом быту, кика приобретает назначение местного убора молодух и получает различные формы, варьированные с небывалым мастерством. Все кики сооружены таким образом, что скрывают волосы, стягивают лоб, оберегая его тем самым от морщин, обрисовывая четко линию лба и щек и придавая лицу определенную привлекательность.

Особыми царскими были шапки (с полями, напоминающими кардинальские), выкрашенные снаружи и проклеенные от дождя (как зонтики), а изнутри богато убранные, и меховые столбунцы, треухи и горлатные. Первые с богато убранными тульями и околышами самых дорогих мехов, вторые – целиком меховые.

Далее ► Воротники в русском костюме

Главная ► Мода и история театра