ИСТОРИЯ МАСКИ, МОДЫ, КУКЛЫ И КОСТЮМА
История костюма История русского театра Куклы и сцена Маски и театр
А Б В Г Д Е Ж З И К Л М Н О П Р С Т У Ф Х Ц Ч Ш Э Ю Я

Средние одежды и обувь допетровской Руси XVI-XVII века


Подобное происходило и со «средними», или «вторыми», одеждами, именуемыми шубами накладными или столовыми (в них выходили к столу). Князь Верейский в XVI веке отказывает своей дочери: «Шуба кована, бархат червчат, шуба кожа мисюрска, шуба зелена» и т.д.

Иванов Приезд иноземцев

Приезд иноземцев. Картина художника С. И. Иванова.

В допетровской Руси XVI—XVII веков средние одежды изготовлялись из плотной ткани — золотного бархата, камки кизылбашской, персидской, атласов, алтабасов и т.п. Из золотных тканей кроились шубы ездовые, парадные, праздничные и выходные, а в домашнем быту употреблялись суконные белые, червчатые, желтые, без подкладок и только с подпушкою.



Накладная шубка была чистая — без украшений, но надевалась с ожерельем или воротником, шитым золотом, или с воротником из меха бобра. Таким же было и платно — царский наряд — на пуговицах с кружевом золотым, пуговицами-бляхами (аламами) из золоченого серебра с каменьями и драгоценным ожерельем-диадемой с накладками и жемчужным шитьем.


Билибин Ярославна

Иван Билибин. Княгиня Ярославна. Эскиз костюма к опере Бородина «Князь Игорь».
Рябушкин В деревне

Андрей Рябушкин
В деревне. К обедне.

По форме и строгости это было близко к византийским идеалам, но по тяжести ткани, многослойности покрова и блеску тяжелого шитья превосходило его. Орнаментация европейских тканей — венецианского аксамита, генуэзского и флорентийского бархата с узором семилопастной розы — легко соседствовала с тканями византийскими, а затем и турецкими и кизылбашскими, где не только почитался цветочный орнамент, но особенно любимы были узоры с фантастическими изображениями.

Все это не смущало, но рассматривалось с позиции «узорочья» и, украшенное нашивкой, шитьем, мехом, пуговицами, драгоценными камнями, жемчугом, тонуло, сливаясь в неотразимую мощь декоративного симфонизма. «Шубка бархат червчат, на ней круживо серебряно золочено, басмянное обнизано жемчугом, подкладка тафта желта; на ней 15 пуговиц золоты с чернью. Шубка — бархат венедицкий по червчатой земле круги серебряны, под кругами листья золото, в них шелк зелен да червчат, подкладка тафта двоелична шелк бел да ал» (из описи имущества царицы Евдокии Лукиничны).

Обувь

Даже башмаки были полны узорного украшения — кроенные из бархата и атласа и сафьяна, где швы, голенища расшивались жемчугом, а каблук обивался золоченным серебром и дорогими каменьями. С башмаками носили ичегды — сафьяновые кожаные чулки, — которые отдельно употребляли дома, пришивая к ним мягкую подошву. Олеарий говорит, что женщины (преимущественно девушки) носили башмаки с очень высокими каблуками (вышиною в четверть аршина), так что носок едва касался земли. «У Дюка Степановича были сапоги зелен сафьян, под пяту пяту воробей пролети, о пяту пяту яйцо прокати».

Парадная одежда допетровской Руси →



При использовании представленных на сайте материалов линк на наш проект «Мода и история театра» приветствуется! Размещенные на сайте статьи являются компиляцией множества справочных и литературных источников. Сотрудники проекта уважают права авторов и размещают тексты с разрешения правообладателей. Если найдете ошибку в статьях или дизайне, просьба сообщить .

Великие женщины XX века




Copyright 2011-2017 © SBL