ИСТОРИЯ МАСКИ, МОДЫ, КУКЛЫ И КОСТЮМА
История костюма История русского театра Куклы и сцена Маски и театр
А Б В Г Д Е Ж З И К Л М Н О П Р С Т У Ф Х Ц Ч Ш Э Ю Я

Костюмы XIV — XVI века


В период возрождения и реформации костюм перестал плотно облегать формы, стал более удобным для движений. Прототипом для него послужило платье ландскнехтов, с буфами и разрезами. Главные части мужского костюма (фигура 20) с 1530 года были камзол, штаны, полупальто-шуба и берет. Вследствие разрезов костюм был чрезвычайно пестрый; к этому присоединялось еще, что отдельные от штанов чулки часто на одной ноге (фигура 20) или на обеих имели разноцветные полоски: желтые, синие, красные, белые и других цветов. Небольшой плащ только у молодежи (фигура 18) удержался до двадцатых годов XVI столетия, когда он окончательно уступил место меховому полупальто.

У женщин (фигуры 21 и 22) платье было с круглым или четырехугольным вырезом, из-под которого видна была сорочка или вышитый кусок материи; с 1530 года оно, как и мужское, было с закрытой шеей. Шлейф сделался короче, рукава, покрывавшие половину руки, стали длиннее, но узкими. На голове мужчины носили берет (фигура 20), который ландскнехты охотно надевали набекрень и затем ремешком прикрепляли под подбородком; женщины (фигуры 19 и 21) носили чепцы, с 1520 года калотту, а выходя на улицу — берет той же формы, как и ландскнехты. Во второй половине XVI столетия в Европе получил распространение испанский костюм. Камзол мужчин (фигура 23) с бедер опускался остроконечно книзу и посреди груди застегивался рядом пуговиц. Он был на вате, равно как и рукава его; на плечах были высокие толстые нашивки. Вокруг шеи и кистей шел плоеный воротник, который у щеголей был широк у шеи и поэтому, в шутку, сравнивался с жерновом. Ноги были покрыты поднимавшимися высоко тесными чулками, к которым примыкали короткие панталоны на вате. Сюда присоединялся еще доходивший до половины бедра небольшой плащ с плоским воротником, набрасывавшийся на плечи. Вместо широких спереди башмаков теперь носили остроконечные, доходившие до щиколотки, закрытые или с разрезами. И женщины (фигура 22) в конце XVI века переняли испанский костюм: они носили узкие, спереди остроконечно заканчивавшиеся корсажи и узкое, с буфами на рукавах, платье, которое у бедер широко отделялось от тела и затем, поддерживаемое плетеным или проволочным каркасом, отвесно опускалось к земле (вертугайд). Накрахмаленный плоеный воротник был также очень широк. Воротник присоединялся к верхнему платью с длинными, широкими рукавами. Наряду с испанским костюмом в Европе в широком употреблении был и ландскнехтский костюм (фигура 24). Одежда горожанок того же времени была сравнительно проста. Нижняя одежда состояла из одноцветной материи, с пестрой шелковой или бархатной оборкой, узкими рукавами и сборками у шеи и кистей рук. Сходное с полупальто-шубой верхнее платье имело стоячий воротник, было открыто и без складок опускалось к земле.

Костюмы XIV — XVI века

Костюмы XIV — XVI века



В доспехах и снаряжении рыцарей артистическое движение эпохи Возрождения отразилось менее на богатстве материала, чем на обработке самого металла. Железо и сталь стали покрываться гравировкой, чеканкой, украшались черневой работой и часто были насечены золотом. Рыцарский костюм обшивался бархатом и тогда служил парадным вооружением. Образцом парадных доспехов эпохи Возрождения может служить роскошный рыцарский костюм миланской работы, находящийся в Эрмитаже. Он сплошь покрыт гравюрой по золотому фону. Максимилиановское вооружение очень изящно и благодаря покрывающим его желобкам крайне прочно. Все эти желобки размещаются в таком направлении, чтобы удары копья скользили вне соединений. Позднее желобки стали покрывать гравировкой. Итальянцы все более и более совершенствовались в чеканной работе, а немцы довели гравировку доспехов до такой степени совершенства, выше которой она никогда не поднималась. Образцом такой работы может служить доспехи рыцаря Вольфганга фон Нейбурга. Доспехи из черненого железа этого рыцаря украшены рельефно гравированными полосами и каймами, которые резко выделяются своим белым цветом на черном фоне.

Костюм эпохи Возрождения →


При использовании представленных на сайте материалов линк на наш проект «Мода и история театра» приветствуется! Размещенные на сайте статьи являются компиляцией множества справочных и литературных источников. Сотрудники проекта уважают права авторов и размещают тексты с разрешения правообладателей. Если найдете ошибку в статьях или дизайне, просьба сообщить .





Copyright 2011-2017 © SBL